Использование информации и фотографий без разрешения Администрации сайта запрещено
Действующие лица и исполнители: Николай Аполлонович Аблеухов - Даниил Страхов Апполон Аполлонович Аблеухов - Евгений Красницкий А также: О. Афанасьева, Т. Погоржельская, С. Алексеева, С. Дужников, В. Прянчин и др. Режиссер: С. Голомазов |
---|
«Аристократ, когда идет в демократию, обаятелен!» Петр Верховенский
О романе "Петербург": «Петербург» А. Белого — драма интеллигентского сознания в эпоху революции. Николай Аполлонович Аблеухов - студент-философ, - человек легко впечатляемый, нервный. Барчук, изучающий «методику социальных явлений» и читающий Маркса, не раз заявлявший о своей нелюбви к отцу-сенатору, он представляется партии вполне подходящей фигурой, которой можно поручить террористический акт — отцеубийство.
Общество, переживающее состояние непрерывного и привычного террора, адаптируется к нему ценой жестоких моральных потерь. И не только моральных: оно теряет жизнеспособность, утрачивает представление о нравственной норме. Николай Аблеухов виноват и, бесспорно, несет ответственность за то, что в мыслях позволил себе думать об убийстве отца. Но, никто и никому не давал права, убивать жалкого в сущности старика, немощного и несчастного. Никто не вправе чувство неприязни сына (Аблеухова-младшего) к отцу использовать в «выгодах» партии и направлять их на революционное возмездие — отцеубийство. Поняв, на «что» его заставили решиться, Николенька врывается к революционеру Дудкину с отчаянным «Нет». В нем рождается гнев и злость на тех, кто обманом вовлекал его: «Это вы называете выступлением, партийной работой? Окружить меня сыском, всюду следовать... Самому же во всем разувериться... Я дал обещание, предполагая, что принуждения никакого не может быть, как нет принуждения в партии; если у вас принуждение, то вы — просто шаечка интриганов... Ну что ж?.. Обещание дал, но...— разве я думал, что обещание не может быть взято обратно...» И самое главное: «Я отца не любил... И не раз выражался... Но чтобы я?.. Никогда». Аблеухов («красный шут») отказывается от роли рядового исполнителя, испытав «потрясение жизни», «будто слетела повязка со всех ощущений». И уже справившись с собой, уже одолев страшное ощущение, «будто терзают на части, растаскивают в противоположные стороны: спереди вырывается сердце, а из спины вырывают, как из плетня хворостину, твой собственный позвоночник», Аблеухов понимает, что он пережил,— ужас, ужас. О постановке "Петербург":
В зале нет декораций. Это просто пространство, в котором находятся несколько предметов. Оно пустое, неуютное, каким и бывает Петербург, особенно осенью. В зал медленно входит рассказчик и начинает повествование: «Петербург, или Санкт-Петербург , или Питер (что то же) подлинно принадлежит Российской Империи. Прочие русские города представляют собой деревянную кучу домишек. Если Петербург не столица , то нет Петербурга. Это только кажется , что он существует». Появляются люди в масках, они танцуют, смеются и... замирают, когда в лучах света предстает перед ними Николай Апполонович Аблеухов(Даниил Страхов). Они шепотом, а потом все громче твердят ему: «Красный шут! Урод! Лягушка!». Николенька соглашается и вторит с ними вместе: «Красный шут! Урод! Лягушка!» до тех пор, пока в отчаянии не падает на пол. Однако, Николай Аблеухов в исполнении Даниила Страхова кажется, порой, более сильной личностью, чем его литературный герой. Если сравнивать с тем, что мне довелось увидеть в марте, Николай Апполонович стал более уверенным. Да, он по-прежнему нервный человек, впадающий в истерики. Только сейчас истерики стали менее драматическими. И все же, не признать, что актеру роль удалась, нельзя.
Сенатора Аполлона Аполлонович Аблеухова сыграл Евгений Красницкий. Его Аполлон Аполлонович именно такой, каким я его представляла, читая роман: “худосочный и невзрачный” старик, «и лицо его, бледное, напоминало и серое пресс-папье (в минуту торжественную) и – папье-маше (в час досуга)». Попадание в образ абсолютное. Сцены встречи Апполона Апполоновича с вернувшейся женой, Николеньки с матерью и заключительная сцена, в которой семья Аблеуховых кушает пересоленый/переперчёный грибной суп, трогают до глубины души. Потому, что как мне кажется, «Петербуг» - это не только драма общества того времени, но и драма отдельно взятой семьи, где никто из ее членов не хочет слушать другого, не хочет говорить откровенно о наболевшем. А тогда, как известно, рано или поздно происходит крах. И, хотя рассудительный Семеныч - слуга Аблеуховых утверждает, что «грибной суп полезен для желудка и выгоняет желчь», есть его я в ближайшее время точно не буду. «Петербург» щедро разбавлен смешными моментами. И, это правильно. Потому, что сидеть в напряженном ожидании, чувстве жалости и безысходности два с половиной часа – немногим под силу.
Наталия
Обсуждаем репортаж и спекталь здесь
|
---|