"Петербург" (Андрей Белый)
Театр им. Н.В. Гоголя

Использование информации и фотографий без разрешения Администрации сайта запрещено


Действующие лица и исполнители:
Николай Аполлонович Аблеухов - Даниил Страхов
Апполон Аполлонович Аблеухов - Евгений Красницкий
А также: О. Афанасьева, Т. Погоржельская, С. Алексеева, С. Дужников, В. Прянчин и др.
Режиссер: С. Голомазов

«Аристократ, когда идет в демократию, обаятелен!»
Петр Верховенский
О романе "Петербург":

«Петербург» А. Белого — драма интеллигентского сознания в эпоху революции. Николай Аполлонович Аблеухов - студент-философ, - человек легко впечатляемый, нервный. Барчук, изучающий «методику социальных явлений» и читающий Маркса, не раз заявлявший о своей нелюбви к отцу-сенатору, он представляется партии вполне подходящей фигурой, которой можно поручить террористический акт — отцеубийство.

Партия, изображенная в «Петербурге», находится на стадии не только духовного, но уже и физического вырождения, а ее сотрудники переживают мучительный процесс распада личности.

Общество, переживающее состояние непрерывного и привычного террора, адаптируется к нему ценой жестоких моральных потерь. И не только моральных: оно теряет жизнеспособность, утрачивает представление о нравственной норме.

Николай Аблеухов виноват и, бесспорно, несет ответственность за то, что в мыслях позволил себе думать об убийстве отца. Но, никто и никому не давал права, убивать жалкого в сущности старика, немощного и несчастного. Никто не вправе чувство неприязни сына (Аблеухова-младшего) к отцу использовать в «выгодах» партии и направлять их на революционное возмездие — отцеубийство.

Поняв, на «что» его заставили решиться, Николенька врывается к революционеру Дудкину с отчаянным «Нет». В нем рождается гнев и злость на тех, кто обманом вовлекал его: «Это вы называете выступлением, партийной работой? Окружить меня сыском, всюду следовать... Самому же во всем разувериться... Я дал обещание, предполагая, что принуждения никакого не может быть, как нет принуждения в партии; если у вас принуждение, то вы — просто шаечка интриганов... Ну что ж?.. Обещание дал, но...— разве я думал, что обещание не может быть взято обратно...» И самое главное: «Я отца не любил... И не раз выражался... Но чтобы я?.. Никогда».

Аблеухов («красный шут») отказывается от роли рядового исполнителя, испытав «потрясение жизни», «будто слетела повязка со всех ощущений».

И уже справившись с собой, уже одолев страшное ощущение, «будто терзают на части, растаскивают в противоположные стороны: спереди вырывается сердце, а из спины вырывают, как из плетня хворостину, твой собственный позвоночник», Аблеухов понимает, что он пережил,— ужас, ужас.



О постановке "Петербург":

Постановке Сергея Голомазова в театре им. Н.В.Гоголя можно поставить большой плюс. Во-первых, за замечательный актерский состав; во-вторых – за то, что удалось передать атмосферу Петербурга того времени.

В зале нет декораций. Это просто пространство, в котором находятся несколько предметов. Оно пустое, неуютное, каким и бывает Петербург, особенно осенью.

В зал медленно входит рассказчик и начинает повествование: «Петербург, или Санкт-Петербург , или Питер (что то же) подлинно принадлежит Российской Империи. Прочие русские города представляют собой деревянную кучу домишек. Если Петербург не столица , то нет Петербурга. Это только кажется , что он существует».

Появляются люди в масках, они танцуют, смеются и... замирают, когда в лучах света предстает перед ними Николай Апполонович Аблеухов(Даниил Страхов). Они шепотом, а потом все громче твердят ему: «Красный шут! Урод! Лягушка!». Николенька соглашается и вторит с ними вместе: «Красный шут! Урод! Лягушка!» до тех пор, пока в отчаянии не падает на пол.

Однако, Николай Аблеухов в исполнении Даниила Страхова кажется, порой, более сильной личностью, чем его литературный герой. Если сравнивать с тем, что мне довелось увидеть в марте, Николай Апполонович стал более уверенным. Да, он по-прежнему нервный человек, впадающий в истерики. Только сейчас истерики стали менее драматическими. И все же, не признать, что актеру роль удалась, нельзя.

Помимо пластичных танцев и эффектных прыжков из окна, можно выделить несколько замечательно сыгранных сцен. Одна из них, это сцена, когда революционнер Дудкин приносит в дом Аблеуховых красный узелок с бомбой. Николенька, не понимая, что находится внутри узелка с невинным лицом кидает его на пол. Поскольку тема терроризма сейчас, к сожалению, актуальна, то вид катящегося по полу красного узелка, заставил меня съежится. Глупо...хотя в метро после очередного «события» многие ездят именно в таком состоянии «боевой готовности». Раздается щелчок, и оба героя оказываются под столом, откуда и выглядывают под бурные смешки зрителей. Николенька констатирует: «Это мышка», от чего революционер-террорист впадает в состояние жуткого страха. И, хотя смотреть, как испуганный Дудкин цепляется за Аблеухова-младшего, словно ребенок за маму весьма смешно, чувство жалости незримо присутствует где-то рядом. Причем, не только к нему. Жалко всех. Даже ту самую несчастную мышь, попавшуюся в мышеловку.

Сенатора Аполлона Аполлонович Аблеухова сыграл Евгений Красницкий. Его Аполлон Аполлонович именно такой, каким я его представляла, читая роман: “худосочный и невзрачный” старик, «и лицо его, бледное, напоминало и серое пресс-папье (в минуту торжественную) и – папье-маше (в час досуга)». Попадание в образ абсолютное.

Сцены встречи Апполона Апполоновича с вернувшейся женой, Николеньки с матерью и заключительная сцена, в которой семья Аблеуховых кушает пересоленый/переперчёный грибной суп, трогают до глубины души. Потому, что как мне кажется, «Петербуг» - это не только драма общества того времени, но и драма отдельно взятой семьи, где никто из ее членов не хочет слушать другого, не хочет говорить откровенно о наболевшем. А тогда, как известно, рано или поздно происходит крах. И, хотя рассудительный Семеныч - слуга Аблеуховых утверждает, что «грибной суп полезен для желудка и выгоняет желчь», есть его я в ближайшее время точно не буду.

«Петербург» щедро разбавлен смешными моментами. И, это правильно. Потому, что сидеть в напряженном ожидании, чувстве жалости и безысходности два с половиной часа – немногим под силу.

По сравнению с мартовской постановкой, спектакль утратил некоторые внешние эффекты. Например, сцена избиения Николеньки Лихутиным стала менее жесткой. Хорошо это или плохо? Каждый решает сам. Однако, если весной мне не удалось увидеть хорошо слаженного актерского состава, то этот раз поражал именно этим. Хочется сказать: «Это было хорошо». А если добавить чуть больше эмоционального накала в истерики и чуть больше нервозности в образ Николеньки, то, я уверена, можно будет сказать: «Это было отлично».

Наталия
(nmenchik@nsi-com.ru)
специально для Сайта Клуба Друзей

Обсуждаем репортаж и спекталь здесь


По всем вопросам можно связаться с администраторами сайта - Tata, Наталия и Ssora
Hosted by uCoz