1-2 серия

Автор описания: Анна

Особняк Корфов. Анна играет на рояле, Иван Иванович стоит у окна и, по-видимому, наблюдает за фехтующими во дворе Михаилом и Владимир.

Поместье Корфов. Карл Модестович, осторожно озираясь, открывает сейф и перебирает лежащие там бумаги.

Поместье Долгоруких. Сычиха открывает карту из колоды и это оказывается король треф. Лиза и Соня завороженно смотрят на карту, Таня - с подозрением - на Сычиху.

Поместье Корфов. Модестович удовлетворенно проводит по усам свитком с сургучной печатью и запирает сейф.

Поместье Долгоруких. Сычиха держит трефового короля. Соня крестится, Лиза счастливо улыбается.

На опушке леса лакей открывает дверцу кареты и из неё выглядывает Марья Алексевна Долгорукая, затем появляется на лошади Модестович. Глаза Долгорукой в этот момент довольно блеснули.

Во дворце Ольга Калиновская в постели с наследником.

Особняк Корфов. Анна продолжает петь, Иван Иванович отходит от окна и присаживается на диван с намерением внимать пению Анны, но слуга вносит поднос с конвертом и барон, надев пенсне, разворачивает и читает письмо.

Владимир и Михаил фехтуют. Владимир приставляет клинок к груди Михаила, но тот дает ему по фейсу, и Вовик отлетает назад, закрыв лицо руками.

Александр, уже в мундире, целует Ольгу, сидящую на кровати и строевым шагом выходит из комнаты.

Модестович передает Долгорукой свиток, взятый из сейфа барона. Слуга подносит ему сундучок, в котором лежит пачка банкнот.

Оправившийся Владимир подходит к Михе, Миха наставляет на него две шпаги - свою и Вовкину и медленно начинает наступать.

Император Николай играет в шахматы с Жуковским, тот потягивает винцо.

Иван Иванович подходит с письмом к Анне, та как раз заканчивает песню.

Миха с Вовиком с напряженными лицами держат шпаги против горла друг друга, Миха начинает смеяться, они хлопают друг друга по спине и расходятся.

Барон апплодирует Анне, она улыбается. Её глаза наполняются сиянием.

Цесаревич, чеканя шаг, заходит в открываемые часовыми двери к императору. Кивком головы тот отпускает своего собеседника.

- Где ты был? Я искал тебя.

- Есть комнаты, куда даже твои слуги не могут попасть. - На губах Александра заиграла улыбка, глаза подернулись дымкой. Потом лицо опять приняло замкнутое положение.

- Для меня ты всегда должен быть в досягаемости, - бархатистым голосом говорит император.

- Мне хотелось уединиться, - механический кивок головой.

- Зачем ты ищешь уединения?

- Но, отец - мне иногда хочется побыть наедине с собой - и так, чтобы все эти болтуны не следили за каждым моим шагом.

Николай смотрит на него с загадочным выражением.

- Мне… просто хочется жить обычной жизнью.

- Что же ты подразумеваешь под "обычной жизнью"?

- Я хочу сам выбирать себе друзей и… и… - Александр вскинул голову, - возлюбленных.

- С возлюбленных и надо было начинать.

- Отец, ты всегда воспитывал меня как обычного человека - простая еда, никаких слуг - почему вдруг все изменилось?

- Я воспитывал тебя вежливым, а не манерным, - Николай начинает закипать. - Так, чтобы не было придворной жеманности, чтобы ты был учтив к старшим. Но я никогда не относился к тебе как к обыкновенному человеку. Потому что ты - (имперетор застегивает Александру расстегнутую верхнюю пуговицу на мундире) не обыкновенный человек.

- Но я хочу, чтобы от меня зависела только моя судьба и ни чья больше! - сдержанно, но с жаром говорит цесаревич.

- Ничья? А как же та женщина?

- У нее есть имя!

- У меня нет ни малейшего желания произносить её имя, - со сдержанной угрозой в голосе говорит император. - Она тебе не пара.

Александр на мгновение прикрывает глаза. - Лучше нее для меня нет!

- Стыдитесь! - Император больше не сдерживает свое дурное расположение духа. - Вы будущий монарх - а не кисейная барышня! Следует учиться быть царём! Это ответственность прежде всего и монарший долг - говорю тебе об этом в сотый раз!

- Её зовут Ольга Калиновска…

- И ты больше никогда не будешь с ней видеться, Саша! - Ты слышишь меня? Никогда!

В глазах Александра появляются слезы.

Иван Иванович стоя хлопает Анне.

- Хотите, я ещё для вас спою?

- Аннушка, я готов слушать тебя бесконечно, но сегодня лучше побереги голос до вечера.

Анна с удивлением спрашивает:

- А зачем?

Иван Иванович ласково рассмеялся: - А вот послушай! - и зачитывает ей отрывок из принесенного письма, где говорится, что "я могу устроить прослушивание для твоей протеже Анны на сегодняшнем бале-маскараде" и "смею заверить, что если она так талантлива, как ты уверяешь, то ей суждено петь на императорской сцене".

Лицо Анны выражает растерянность.

- Ты понимаешь, что сегодня тебя будет слушать директор императорских театров? Сергей Степанович - мой хороший друг.

- Императорских театров? - робко переспрашивает Анна.

- Да. На сегодняшнем маскараде. В присутствии самой высшей знати. - говорит Иван Иванович со счастливой гордостью.

- Боже мой! Это так неожиданно! - в смятении произносит Аня. - А что если… Сергей Степанович узнает про меня правду? Вдруг кто-нибудь на балу узнает меня и скажет ему, что я…

Иван Иванович махает рукой:

- Никто не узнает, что ты крепостная!

Видно, что Ане это все не по душе:

- А как же… А как же Владимир? Он все знает и он будет на балу…

Иван Иванович на миг задумался, но решительно ответил: - Он ничего не скажет. Я обещаю тебе!

Анна протестующе помотала головой: - Иван Иванович, вы слишком добры ко мне! Я не стою таких хлопот…

Иван Иванович решительно подсел поближе и с расстановкой произнес: Я хочу, чтобы ты была счастлива! И ты будешь счастлива! - По лицу Анны видно, что она не считает, что это правильно. Глаза её полны грусти. - Даю тебе в этом слово барона Корфа! Слово, в котором никто еще не мог усомниться!

Аня (тихо): - Спасибо вам, Иван Иваныч.

Модестович сидит на земле перед каретой и считает деньги. Марья Лексевна брезгливо смотрит на это.

- Еще сто, еще двести… еще триста… Но здесь не все, здесь только половина!!!

- Конечно, половина! - мило улыбается Марья Алексеевна. - Остальное получишь, когда имение Корфа станет моим! Официально. По бумагам.

Модестович не дает Марье Алексевне закрыть дверцу кареты. - Но мы так не договаривались! Я выполнил свои обязательства, выполнил! Я требую всю сумму!

- Трогай, Димитрий! - Остальное потом! - неискренним голосом выкрикивает Долгорукая.

Модестович сначало растерянно, потом со злостью глядит вслед отъезжающей карете.

Владимир и Михаил переодеваются после поединка.

Михаил: - Правда, не могу понять, почему выбор пал на меня!

- Да? - лукаво спрашивает Владимир.

Михаил смущенно смеется. Они смеются вместе.

- Видимо, я один был в казарме, когда Жуковский искал помощника для Александра.

Владимир с бравурной интонацией:

- Он ещё и скромен! Сколько добродетелей сразу!

Миш! - Владимир становится серьезным. - Ты самый подходящий кандидат на эту должность. Это все знают. - По лицу Владимира пробежала тень, но затем прояснилось и он просто сказал: - Я очень рад за тебя!

- В любом случае, с тебя - ящик крымского!

- Кстати! О ящике крымского…

- Что? - Владимир не врубается.

- Бал-маскарад! У графа Потоцкого.

- А-а-а! Да-да-да… Сегодня в десять. - Владимир залихватски ухмыльнулся: - Непременно. Слушай! Как раз собирался рассказать тебе… Последнее время я постоянно встречаю одну юную красавицу…

Миша шумно вздыхает. - Ты мне рассказывал уже об этом раз сто!

- Сегодня встретил её ещё раз - мечтательно говорит Корф.

Миша неодобрительно на него смотрит. - Ну?

Владимир ухмыляется и смотрит мечтательным взглядом: - Умопомрачительное созданье! Поговорить опять не удалось… - Миха улыбается. - Так и не знаю, как её зовут…

Миша становится серьезным: - А как же… Лиза Долгорукая? Ты же её любишь?

Владимир серьезнеет. Спокойно: - Любил, когда был мальчишкой. - С бравадой: - Сколько воды утекло с тех пор!

- А-а… Лиза знает? Что для тебя все изменилось?

Владимир уже мрачен. С расстановкой: - Надеюсь, что она уже давно нашла мне замену.

Карета Долгорукой едет по лужайке. Таня отбегает от окна: - Пойдемте скорее, барыня скоро будет здесь!

Лиза дает Сычихе денег: - Вот, возьмите вознаграждение за хорошие вести! - счастливо говорит она.

Сычиха с любовью смотрит на Лизу: - Благодарю тебя! Он будет твой, никуда не денется!

- А теперь ступайте, я хочу побыть одна! - Сычиха ласково улыбается и понимающе качает головой.

Таня торопливо ведет Сычиху к двери, та на ходу оборачивается и говорит Лизе: - Не слушай никого! Делай так, как я сказала!

Едва за Сычихой закрывается дверь, Сонечка вскакивает и подлетает к Лизе: - Ты с ума сошла! Как ты могла пригласить в наш дом колдунью! А если мать узнает? Не представляю, что будет!

Счастливой Лизе все по барабану: - Ну не беспокойся, сестрица - это уж мое дело. Тебя не накажут! - Лиза ослепительно улыбается.

- Колдовство, заговоры - не по-Божески это! Мне страшно!

Лиза с горящими глазами мотает головой: - Предсказания Сычихи всегда сбываются, это все знают! Она просто сказала, что я выду замуж за Владимира Корфа! Какое тут колдовство??

Соня недоверчиво качает головой: - Тебе понадобились доказательства его любви от старой колдуньи! Почему же он сам тебе не может это сказать?

Лиза отворачивается от сестры, но продолжает упрямо твердить: - Он говорил мне! Он говорил… Перед отъездом в Петербург. Он любит меня! Он говорил, что мы поженимся!

Сонечка рассудительно возражает: - Это было давно! Если человек влюблен, ему постоянно хочется видеть свою возлюбленную! Он отыщет лишнюю минутку, секундочку, чтобы с ней повидаться!

- Сонь! Ну зачем ты со мной споришь! Ты же знаешь, что он сейчас далеко!

Соня с отчаянием в голосе: - Тогда почему он не пишет тебе?

- Был занят - только и всего! А доверять свои чувства бумаге он не хочет.

Лиза раскрывает книжку и возвышенно читает:

Я Вас люблю не оттого, что Вы прекрасней всех,

Что стан Ваш негой дышит,

Уста - роскошествуют, взор - востоком пышет,

Что Вы - поэзия от ног до головы!

Я Вас люблю. Без страха, опасенья

Ни неба, ни земли, ни Пензы, ни Москвы,

Я мог бы Вас любить глухим, лишенным зренья -

Я Вас люблю за тем, что это - Вы.

Глаза Лизы сияют, спохватившись, она говорит сестре: - Это не он. Это Денис Давыдов. Владимир говорил, что это его стихи о его любви ко мне.

- Стихи красивые, но ты же знаешь - матушка против этого брака!

Лизавета становится серьезной:

- Если матушка будет против моего брака с Владимиром Корфом - я уйду в монастырь. Покончу с собой. Больше ни за кого замуж не выду. Особенно за этого мерзкого старика Забалуева.

Михаил идет по коридору дворца, навстречу ему направляется Жуковский.

- Князь Репнин? Вот и славно - я как раз искал вас.

- Добрый день, Василий Андреич.

- Добрый день.

- Я не успел поблагодарить вас за участие в моей судьбе, - Миша улыбается. - Если бы не вы…

- Полноте, полноте!

Жуковский не выглядит особо радостным.

- Служба вам предстоит весьма не простая. Возможно, вы меня еще будете ругать за это назначение.

- Надеюсь, у меня не будет повода? - Миша озадаченно нахмурился.

Жуковский не ответил на вопрос.

- Государь желает вас видеть.

- Михаил - позвольте мне вас так называть?

- Сделайте одолжение.

Жуковский берет Мишу под локоть и, отводя в сторону, приглушенно говорит, осторожно подбирая слова: - Я обязан вас предостеречь. - У государя императора свое понимание ваших обязанностей. Ваша должность… сродни искусству канатаходца. Один неверный шаг и… будьте осмотрительны.

Михаил помрачнел и задумался.

- Не принимайте поспешных решений.

Если вам понадобится мой совет - я к вашим услугам! - закончил Василий Андреевич.

- Я очень ценю вашу заботу, Василий Андреич, - и решительно добавил: - И не подведу! Обещаю.

- Ну чтож. Не будем медлить. Император не будет ждать.

Михаил думает.

Покои императора, где он недавно разговаривал с Александром. Император и Василий Андреевич встречают Репнина. Николай стоит спиной.

- Поручик Репнин, подойдите ко мне.

Жуковский кивает головой. Миша подходит строевым шагом.

- У вас сегодня первый день адьютантства у моего сына. Я надеюсь, вы осведомлены о своих прямых обязанностях?

- Так точно, Ваше Величество! - отчеканил Миша.

- Так вот, помимо ваших прямых обязанностей, у вас будут поручения глубоко конфиденциального свойства лично от меня.

Жуковский отворачивается, чтобы не смотреть на Мишу.

Михаил сглатывает и радостно говорит:

- Огромная честь для меня, Ваше Величество!

- Не торопитесь! - говорит император и поворачивается к Репнину. - Эти поручения будут касаться Александра, но должны оставаться в тайне от него. Вы понимаете, о чем я говорю?

Лицо Миши вытягивается. Он бросает быстрый взгляд на Жуковского. Василий Андреевич невесело смотрит на него и опять отворачивается.

- Нет, - все еще неверяще говорит Миша. - Ваше Величество…

Жуковский вмешивается:

- Честность и прямота явно относятся к достоинствам этого молодого человека, Ваше Величество!

- А по-моему, он хитрит! Тогда скажу прямо (Миша бледен, его губы плотно сжаты). - Сегодня ваш долг убедиться в том, что Александр больше не встречается с фрейлиной царицы Ольгой Калиновской.

Миша сглатывает. Николай неожиданно говорит совсем другим, мягким голосом: - Хотите отказаться от моего предложения? - Михаил только открывает рот, как настроение Николая внезапно опять меняется - он опять суровеет: - Ну, впрочем, теперь я хитрю - вы не можете от него отказаться.

Жуковский вздыхает. - Ваше Величество, вы должны дать молодому человеку время на обдумывание сей диспозиции.

Николай не спеша подходит к Жуковскому: - Василий Андреич, я прошу вас - введите поручика в курс дела.

Василий Андреевич покорно кивает головой.

- От Жуковского в моей семье секретов нет. - Николай похлопывает его по руке.

Все это время Михаил стоит по стойке смирно. Когда император проходит ему за спину, поворачивается кругОм, приставляя шаг.

- И последнее. - Николай внимательно всматривается в лицо Михаила. - Я уверен, вы догадываетесь, что ни я, ни Василий Андреич, не могут желать зла Александру.

- Догадываюсь… Ваше Величество! - запинаясь, выговаривает Михаил.

Николай выходит из зала, внимательно посмотрев на прощанье на Репнина. Михаил тут же поворачивается к стоящему с каменным лицом Жуковскому.

- Что же это, Василий Андреич? Я должен… доносить на Александра?

- Я воспитывал Сашу с восьми лет. Он может стать великим императором, поверьте. И что еще важнее - Россия ждет именно такого правителя, как он. Будет невосполнимой потерей, если страсти, свойственные неординарным натурам, помешают Александру выполнить свою миссию.

- Но, в конце-концов Александр не только наследник престола, но он еще и просто человек. - Со сдержанным осуждением в голосе говорит Репнин. - И имеет право на страсть и на любовь.

Жуковский говорит с улыбкой: - Вы цитируете наследника! Но к счастью, в ваших словах я слышу, все-таки, сомнение. Вы чувствуете - слова "престол" и "страсть" в одном предложении не уместны?

Михаил хмуро размышляет.

- Вы - благородный человек, Василий Андреич. Я должен довериться вам. Хотя, конечно, я не представляю всех последствий…

Жуковский тоже неловко себя чувствует, делает над собой усилие и говорит:

- Может возникнуть ситуация, когда я вам помочь уже не смогу.

- Невыполнение своих приказов царь считает предательством. Подумайте. Поступай по совести, но помни о долге. Тогда ты не будешь считать себя доносчиком… А другие на назовут тебя предателем.

Миша не весел.

Александр заходит в комнату, где сидят фрейлины.

- Ольга, я… хочу поговорить с вами.

- Хорошо, Ваше Высочество. - Калиновская приседает в реверансе, в ее глазах смешинки.

Другие фрейлены выходят, сделав реверанс Александру.

Ольга говорит одной из них, что задержится.

- Что Вашему Высочеству будет угодно?

- Иди сюда! - шепчет Александр, сжимая Ольгу в объятиях и начиная страстно её целовать.

Ольга отталкивает Алекса с нежным смехом: - Ты с ума сошел! Нас могут увидеть!

- Да пусть видят! Надоело прятаться! - голос Алекса прерывается от страсти.

Калиновская опять его отталкивает:

- Но… если твой отец узнает?

- Да причем здесь мой отец??

- При всём, Александр. Я так боюсь.

Александр нежно смотрит на Ольгу.

- Ничего не бойся. Я… никому не дам тебя в обиду!

- Ты… собираешься на маскарад?

- Да, я обещала подругам.

- И ты будешь там танцевать? - в голосе и лице Саши намек на ревность.

Ольга с нежностью смотрит на него:

- Если ты позволишь…

- Конечно. Позволю. - У Алекса в глазах появляется хитринка.

Ольга подходит ближе.

- Мне так грустно думать, что мы не сможем танцевать вместе.

- Ольга… Ольга, я…Я тебе обещаю, что когда-нибудь мы будем танцевать на глазах у всего мира.

Ольга с грустью качает головой.

- Оля! - Александр опять ее страстно целует.

Особняк Корфов. Анна поет, играя на рояле:

"Сей поцелуй, дарованный тобой…"

Преследует моё воображение…"

Владимир доходит до открытой двери, останавливается, глядит на Анну, потом отступает назад. В его глазах - боль и что-то, похожее на нежность. Лицо его на миг делается несчастным. Он прикрывает глаза, сглатывает, а затем сощуривается и жестко сжимает губы, как будто в чем-то себя убеждая. Отвратительная усмешка - и Владимир уже стряхнул с себя это мимолетное наваждение - теперь он зол. С яростью пытается ослабить воротник, затем решительно входит в комнату.

"И в шуме дня и в тишине ночной

Я…"

Анна вскакивает со стула.

- Что ж вы прекратили петь? - спрашивает Владимир с ёрнической интонацией, твёрдыми шагами приближаясь к Анне, неотрывно смотрящей на него своими большими глазами. - Насколько я понял, это обычное занятие для наших крепостных в часы досуга, - Владимир делает акцент на слове "крепостных" и "обычное", взгляд его недобрый, а тон на грани издевательского.

- Но ваш отец разрешил мне. - Анна не оправдывается, видно, что она хочет избежать конфликта и делает попытку уйти.

- Ну ещё бы. Только… отца сейчас рядом нет.

Владимир повернул голову к двери, чтобы убедиться, что его действительно нет, и продолжил: - Пение не поможет, когда вас будут пороть…

Анна поднимает голову и смотрит ему в глаза. Лицо её кажется спокойным, но складка в уголке губ выдает напряжение.

- …на конюшне.

- Если господин барон… Если Иван Иваныч так решит… - она поворачивается и опять пытается уйти.

- Стоять! - голосом полкового командира выкрикнул Владимир с ужасной гримасой, его рука взметнулась чтобы преградить дорогу Анне и повисла в воздухе, когда она замерла с испуганными глазами. За спиной Анны лицо Владимира опять перестало выглядеть лицом жестокого мерзавца, он сглотнул и облизал губы. Видно, каких усилий ему стоит сохранять злобную маску.

- У меня для вас есть… поручение. - Замершая рука медленно и неохотно опускается вдоль кремового рукава, как будто её владелец борется с неодолимым желанием дотронуться до него. - Я недеюсь, я не должен вам напоминать, что вы должны выполнять мои поручения. - Владимир смотрит на Анну, стоящую к нему спиной с напряженным вниманием. За её безмятежным спокойствием скрывается боль, её выдают глаза. Когда она поворачивается, Владимир расслабляет лицо и быстро прячет опускавшуюся руку за спину. - Все мои поручения.

Анна поднимает на Владимира глаза.

- Конечно. Что прикажете.

Не глядя на Анну, Владимир начал: - Мои сапоги отвратительно вычищены. - Затем он посмотрел ей в лицо и, яростно буравя Анну взглядом, добавил:

- Идите надрайте их. - Так, чтобы я мог видеть в них свое собственное отражение.

- Это всё?

- Не-ет! После сбегайте в лавку Мозеса за бутылкой шампанского.

Анна безмятежно смотрит на него и спокойно спрашивает: - Я могу идти? - Её выдаёт только лёгкая хрустальная нотка в голосе.

Владимир, нарочито учтиво:- Да. - Извольте! - и делает приглашающий жест рукой.

Анна уходит. Он смотрит ей вслед и лицо его постепенно становится несчастным.

Входит барон Корф.

- А где Анна? Она же только что была здесь.

Начиная отвечать, Владимир не смотрит отцу в глаза.

- Я отправил е ё по делам. - Он поднимает голову. Прямой взгляд.

- Что ещё за "дела"? - С подозрением спрашивает Иван Иванович.

- Я приказал ей купить мне шампанского. Хочу отметить награду, которую я получил сегодня в корпусе. - Владимир выжидающе смотрит на отца. - За лучшую стрельбу.

Барон качает головой с улыбкой: - Награда за лучшую стрельбу? Что ж! Похвально-похвально. - Владимир потупился и криво улыбнулся. - Впрочем, Корфы всегда метко стреляли!

- Послушай, неужели нельзя было послать за вином кого-нибудь из слуг? - По лицу Владимира видно, что он готов к такому повороту разговора. Его глаза затуманиваются, лицо принимает отрешенное выражение. Затем он пожимает плечами и делает вид, что не понимает, о чем идет речь: - Она и есть служанка.

- Не в этом доме, - медленно и с достоинством говорит Барон.

- Позови её, пусть вернётся. - Владимир смотрит в сторону. При словах Барона - Ей нужно готовиться к сегодняшнему вечеру - он потрясенно смотрит на отца и недоверчиво спрашивает:

- Она что, будет там петь?

- Да.

- Зачем это нужно??

- У неё - редкий талант. - С гордой улыбкой говорит Барон. Такой дар нужно развивать.

Владимир мгновение печально смотрит на отца и затем с силой говорит: - Так пускай. Поёт. В КРЕПОСТНОМ театре!

- Чтобы услаждать слух хозяев!

Владимир отходит от отца с застывшим лицом: - На балу ей совершенно не место! Не следовало тебе привозить её в Петербург, отец.

- Как ты смеешь… судить мои поступки!

Барон разворачивается и уходит. Владимир потрясённо смотрит вслед отцу.

У дверей Иван Иванович разворачивается:

- Мне очень жаль, Владимир, что ты всё понимаешь так превратно.

Лицо Владимира совершенно открыто и лишено обычной защитной маски, а глаза наполнены болью.

Кабинет цесаревича. Михаил стоит с открытой папкой в руках, Александр что-то пишет за письменным столом.

Михаил:

- Я получил отчет от интенданта Вашего Высочества. И проверил фуражирование вашего полка.

- Оставьте вы этот тон, Репнин, - рассеянно говорит Александр. В одной руке у него перо, обмокнутое в чернила, другой он листает книгу. - Не уподобляйтесь солдафонам моего батюшки.

Репнин далает над собой усилие, чтобы не повестись, и продолжает читать официальным тоном:

- Также я ознакомился с жалобами и представлениями, направленными на имя Вашего Высочества.

Алекс отрывается от книжки.

- Репнин! Помогите мне закончить письмо! - Миша несколько удивлен. - Что-нибудь оригинальное и… с чувством!

- Простите… А кто получатель?

Александр смотрит, словно удивлен наивности Михи. - Женщина!

- Ну же, Репнин! Как можно успокоить любимую женщину?

У Михи забегали глаза. - Боюсь, тут я не смогу вам помочь.

Алекс откинулся в кресле:

- Вы… - протянул он с улыбкой, - вы, что же, никогда не любили?

Миша изо всех сил борется за то, чтобы выглядеть официально: - Нет! Пока не удостоился такого счастья.

Цесаревич усмехнулся. - А знаете, я вам даже завидую. - И, придвинувшись к столу и опять взяв в руки перо, как бы невзначай добавил: - Да! Сегодня вечером мне понадобится ваша помощь.

- Дело секретное. - Михаил сглотнул. - Поедем в вашей карете. И мне будет нужно кое-что из одежды - например, маска. - Александр сделал вид, что вернулся к письму.

- Маска? - спросил Михаил, уже понимая, что ничего хорошего ему от этой затеи не будет.

- Да.

- Могу я знать, для чего такая секретность? - Миша облизал пересохшие губы.

- А вот это вот лишний вопрос, мой друг Репнин, - Алекс ясными глазами посмотрел на Репнина. - Вы же мой друг?

Миша предельно незаметно дёрнул головой.

- Не позволяйте мне усомниться в вашем назначении.

- Вы свободны.

Поклонившись, Михаил вышел.

Поместье Корфа. Полина смотрится в зеркало, пытаясь втиснуться в светлое платье. Открывается дверь, входит Модестович. Полина охорашивается.

Модестович снимает цилиндр.

- Ну как, Карл Модестович? Хороша я?

- Красавица.

Развернув Полю, спиной к себе, Модестович обнаруживает несошедшиеся крючки.

- Похоже, это платье Анны?

Полина продолжает вертеться перед зеркалом.

- Ну и что с того? Разве на мне оно хуже смотрится?

Модестович, бархатистым тоном: - Прекрасно смотрится! Отлично сидит.

Полина: - Не понимаю, почему барон дарит Анне такие красивые платья, а мне - ничего! Она - такая же крепостная, как и я. Она ездит в Петербург, носит дорогие платья… Строит из себя дворянку!

Модестович, разваливаясь в кресле и утирая пот со лба платочком:

- Ну, жизнь несправедлива! Ты-то уж конечно заслуживаешь всего, что имеет Анна. И даже большего!

- Ну за что? Почему ей, а не мне?

- Да потому что… Да потому что барон - дурак!

Полина возражает: - Человек, сделавший такое состояние не может быть дураком.

- Очень скоро он станет нищим, - Модестович разводит руками: - Умным, но нищим.

- Это уродина Анна опередила меня в его постели, - злобно бормочет Полька.

Модестыч с заблестевшими глазками возражает: - Справедливости ради… вовсе она… не уродина! - Вертит в руках серебристую карнавальную маску, - Однако, сдается мне, здесь замешано нечто иное. Здесь не в постели дело. - (Полина все прихорашивается перед зеркалом.) - Не думаю, что Анна соблазнила барона. Сколько ему лет, в конце-концов? Соблазнила! Барон, конечно, любит Анну, но любит… скорее, по-отечески.

- Знаю я таких невинных овечек.

Полинка надулась. - Я хочу это платье!

Модестыч досадливо взмахнул рукой с театральной маской: - Ну прекрати, душа моя! Зачем тебе старое платье Анны? - Подходит к ней, загораживая зеркало: - Я куплю тебе сто новых платьев! - достает из кармана сюртука нехилую пачку. - Вот! - Вертит ею перед Полькиным носом, та, затаив дыхание, смотрит. - Только что получил. У княгини Марии Алексевны Долгорукой. Чего тебе хочется, душа моя? - Поля вертит в руках пачку и морщит нос. Модестыч удивленно смотрит на неё.

- Что-то пачка тоненькая? А где остальные?

- Остальные… - Модестович заскрежетал зубами, - эта старая ведьма пока не отдала.

Полька выговаривает: - А ну как вернётся барон Корф и обнаружит, что ты здесь наворотил! Этим ты не покроешь даже то, что украл у него!

- Да тише ты! Тише! - прячет деньги обратно в сюртук. - Не обнаружит.

Обнимает Полинку сзади.

- У меня есть план.

Поместье Долгоруких. Таня ведет Сычиху вдоль веранды, оглядывается. Мимо проезжает карета Долгорукой. Таня не ждет от этого зрелища ничего хорошего. Из окна кареты выглядывает Марья Лексевна. Она тоже не выглядит обрадованной. Таня пытается вбежать в дом.

- Поди-ка сюда, милочка! Поди-поди! - Зовёт Марья Лексевна ласковым голосом. Лакей Долгорукой отворачивается. - Ближе!

- Кто это был?

Таня молчит.

- Я тебя спрашиваю.

- К-к-колдунья. Сычиха.

- Знаю, что Сычиха. - Таня бысто-быстро кивает головой. - А как ты посмела её в дом привести?

Таня часто замотала головой. - Чей приказ исполняла?

- Никакого приказа не было! Для себя приводила!

- Врёшь, - протянула Марья Алексеевна с приятной улыбкой. - Ах ты дрянь! Врёшь!

- Лизкин приказ исполняла?

- Нет! - отчаянно отрицает Татьяна. - Для себя приводила!

Долгорукая дает Тане по морде, та вскрикивает. - Врёшь! Дрянь! - Таня, всхлипывая, утирает лицо платком, накинутым на плечи. - Врёшь, признавайся!

Татьяна встаёт перед Долгорукой на колени: - Для себя, барыня! На жениха погадать хотела.

Долгорукая, похоже, несколько раз стукнула её руками по голове, но не особо старалась. - Будет тебе жених! Кнут ременный! В свинарнике сгною! Мерзавка! А то, что для Лизки водила - так знаю про то. Я ей щаз покажу! Таня выпускает из рук полу плаща уходящей Долгорукой, за которую во время этой сцены держалась и опускается на землю, отчаянно плача.

Долгорукая, распахивая двери, влетает в комнату, где Лиза читает томик стихов Дениса Давыдова, а Соня стоит за мольбертом.

- Как ты посмела? Позвать в дом эту старую ведьму? - Подбоченивается.

Лизка невозмутимо: - Как посмела - то моё дело. Предсказания Сычихи всегда сбываются. - И демонстративно продолжила свое занятие отвернувшись от маменьки.

Долгорукая с удивлением: - Дерзишь? Матери? - Лизка делает вид, что с увлечением читает.

Долгорукая с увещевательными нотками в голосе: - Не выйдешь ты замуж за Владимира Корфа! Никогда!

Лизка злорадно: - А вот и выйду. - Маман выхватывает у неё из рук книжку: -.Прекрати читать!

- Барон Корф не вернул долг моему мужу - царствие ему небесное - и твоему отцу, а по их договору имение Корфов принадлежит мне! Так что твой разлюбезный Владимир остается ни с чем!

Лиза сидит с наплевательской улыбочкой руки-в-боки.

- А я не выдам свою дочь, - МарьЛексевна швыряет томик на стол, - за нищего!

- Но ведь есть бумага, подтверждающая выплату долга! - подковырнула маменьку Лизавета.

- Бумага? - с искренним удивлением спрашивает Долгорукая в дверях и торжествующе прибавляет: - Нет никакой бумаги! - помахивает веером. - И никаких доказательств нет! О выплате бароном Корфом долга.

Лизавета кидается было вслед за маменькой, останавливается. С тревожным выражением лица поворачивается к Соне.

Питер. Привратник барона Корфа у ворот особняка объясняет что-то Анне, показывает рукой. Анна счастлива оказаться на улице - идет, улыбается, размахивает розовой сумочкой, люди отвечают на улыбку Анны. По улице идет цветочница с корзинкой розовых роз. Анна видит, как одна роза падает из корзинки на тротуар.

- Эй, подождите! - Анна кидается через мостовую к розе, поднимает её и протягивает цветочнице. - Вы обронили!

Из-за поворота показывается бричка с несущимися лошадьми. Слышатся тревожные голоса, на лице цветочницы испуг, крики извозчика "Куда! Куда понесли! Тпр-ру-у-у!"

Испуганное лицо Анны, с её волос спадает розовая шляпка.

Репнин, сидящий в бричке, кричит извозчику: - Стой, скотина! Стой!

Ржание и стук повозки усиливаются, Анна очень испугана. Закрывает голову рукой.

Анна улыбается своей доброй улыбкой. Михаил стоит перед Анной потрясенный, держит в одной руке её платок. Машинально снимает фуражку, растерянно говорит: - Хорошо я н-не буду ругать. - Утирает её платком лоб, тоже, по-видимому, машинально. Они молчат. Анна смотит на него своими ясными глазами. Извозчик кричит "Эй, барин! Ехать пора!" Анна отвлекается на его окрик, а Миша ни на что не обращая внимания потрясенно смотрит на её лицо.

- Извините. - Анна разворачивается и ускользает. Миша всё ещё тормозит.

Обращает внимание на то, что в его руках все ещё находится Анин носовой платок. Миша протягивает руку и говорит: - Подождите! Куда же вы… Подождите…

И все продолжает смотреть ей в след. Потом его глаза начинают сиять и лицо озаряет улыбка.

Бричка Миши заезжает в ворота особняка Корфов.

Миха и Владимир в гостиной, освещенной свечами. Владимир сидит задумчиво на полосатом диване и курит трубку. Михаил стоит у окна, листая какую-то книгу.

- Мне придется отказаться от наших планов на вечер, - говорит Миша. - Дела.

Владимир вопросительно смотрит на него. Михаил подсаживается к нему на диван и шутливо говорит: - Жаль, что не смогу увидеть твою новую даму сердца.

Владимир усмехается: - Служба взяла в оборот? Ну рассказывай, как прошел первый день у наследника? - и отпил глоток из рюмочки.

- Слушай. Раскрываю государственную тайну, - Михе не весело. - Сразу попал между двух огней.

Владимир внимательно слушает, затягиваясь. - Николай требует чтобы я не пускал Александра к его новой… девушке, Александр - кажется, её любит.

- Тебе не понятно, что делать? - наморщил лоб Вовик, пытаясь сообразить, как лучше поступить Михе.

- Совершенно не понятно. Я - служу Александру!

- Но, в конечном итоге, ты служишь царю, - разумно замечает Вовик. - Я слышал, что нынешняя любовница Александра - полячка. Глупость влюбляться в женщину другого положения. - Лицо Владимира крупным планом - мгновение он смотрит в пустоту, затем щёлкает языком и затягивается.

Мишель счастливо улыбается с таким видом, как будто хочет сказать, что Владимир ничего не понимает в любви.

- Жизнь не идет по правилам! А любовь всегда слепа! Неужели, Володя, ты никогда не влюблялся?

- Я влюбляюсь! - говорит Владимир бархатистым голосом с плутовской усмешкой. - Ка-аждый день… в новую женщину. Но сегодняшняя… это нечто особенное! Ты бы её видел!

- Послушай! - С волнением в голосе начинает Миха. - Я сегодня встретил та-акую барышню! - мечтательное выражение.

- Ну-ка! Ну-ка, рассказывай, кто такая… - оживляется Владимир. - Тебе понадобится оценка, совет твоего товарища… - тыкает трубкой в грудь Михаила.

Миша серьёзен. - Ничего не говори! Есть такие женщины… - Миша не может выразить мысль.

- О-о-о…

- Ну ты понимаешь.

Владимир с доброй усмешкой: - Я вижу, дело серьезное. Поручик Репнин, известный литератор, поэт фактически… не может подобрать слов…

Михаил прерывает его и пытается свернуть на другую тему. Владимир продолжает улыбаться: - Сслушай… Я тебе наговорил тут про царя и… Что со мной происходит? - Мишель глупо и счастливо улыбается.

Владимир:

- Меня дворцовые интриги не интересуют, а ты - …, - говорит он со скрытым весельем, - Ты, похоже, вместо государственных дел… - Миша пытается справиться с собой, Владимир неожиданно заканчивает: - Будешь ночевать у спальни наследника. - Не выдерживает и смеётся. - Попал ты в Ощип, братец!

Анна откидывает тюлевую занавеску и смотрит в окно. Владимир провожает Михаила, садящегося в ту самую бричку. Кучер и слуга Барона беседуют между собой. Владимир и Михаил смеются и обнимаются на прощанье. Анна улыбается. Михаил поднимает голову и видит в окне Анну. Он неверяще смотрит на неё. Анна, прижимая к груди розу, отходит в глубину комнаты.

К ней подходит улыбающийся барон Корф с открытой шкатулкой в руках. - Вот одна вещица, она непременно принесёт тебе удачу сегодня вечером. - Анна заглядывает в шкатулку - там, на черном бархате, лежит золотое колье с красным камнем:

- Какое красивое.

- Я хочу, чтобы ты одела его на сегодняшнее выступление, - нежно говорит барон и протягивает ей шкатулку.

- Ну что вы! Оно же стоит целое состояние. Мне неловко. - Анна отворачивается и пытается выглянуть в окно.

Иван Иванович удивленно спрашивает: - А ты разве не знакома с Михаилом Репниным? Он - большой друг Владимира.

Анна опускает глаза, потом смотрит прямо на Ивана Ивановича: - Я не знакома ни с кем из друзей Владимира.

- Миша из очень уважаемой семьи. Вы бы подружились.

Иван Иванович не спеша надевает колье на Аню.

- Расскажите лучше про ожерелье, - просит Анна, чтобы отвлечь его внимание и снова бросает взгляд в окно.

- Когда-то, - тоном рассказчика начинает Иван Иванович, застегивая застёжку. Взгдяд его при этом затуманивается, - его носила прекрасная женщина…

Задумчиво: - Она была бы рада видеть его на тебе…

Анна отворачивается от окна, в которое всё время вглядывалась во время рассказа (из-за чего наверняка всё прослушала), лицом к Ивану Ивановичу.

Тот с любовью и гордостью смотрит на неё: - Пусть говорят, что хотят. Ты - дворянка. - И, перед тем, как выйти из комнаты, нежно поправляет Анне волосы. Едва оставшись в одиночестве, она бросается к окну, но из всех там остался только слуга Корфов. Слышен стук колёс. Колышется опускающаяся тюлевая занавеска. Анна как-то поникла.

Поместье Корфов. Полька сидит в Анкином платье на диване, сложив руки на груди.

- Ну, и как вы собираетесь отвлечь старого Корфа от недостач, которые наделали?

Модестыч философски изрекает: - Миром правят страсти и привязанности. - Теперь видно, что разговор происходит за кулисами довольно большого театрального зала с двумя ярусами балконов. Модестович выходит на сцену, Полька следует за ним. Он идет к середине сцены, разводит руками и торжественно провозглашает: - Весь мир - это большой театр!

- А? Как мысль?

- Сам придумал.

Поля с неодобрением поглядывает на него и уныло говорит:

- Обыкновенная мысль. Так что, новый спектакль? Цыгане? - начинает подкалывать. - Заезжий цирк? Хотите сыграть на том, что старый Корф неравнодушен к театру?

Модестыч, ни на что уже не обращая внимания, увлечённо рассказывает свою идею:

- К приезду барона поставлю "Ромео и Джульетту"! Его любимое… Выберу на главную роль первую красавицу в поместье… - Полина теребит тесёмки Аниного платья. - И старик забудет обо всем на свете! Потяну время… Выжду! Потом Долгорукая приберет поместье барона к рукам, мы вытащим из неё обещанное вознаграждение, и я наконец-то куплю себе титул и поместице в Курляндии. - Модестыч в абсолютном восторге от своего плана.

Полина кокетливо повертелась, стрельнув глазами: - И красотку уже присмотрели?

Модестыч хмыкнул, пошевелив усами.

Вечер. Дом Долгоруких. Соня рисует углем портрет Лизы, которая нервно расхаживает по комнате.

- Если maman отнимет у Корфа землю, я потеряю все шансы выйти замуж за Владимира. Нужно что-то придумать!

- А у тебя были шансы? - спрашивает благоразумная Соня, делая очередной штрих. - Очнись! Владимир уже несколько месяцев тебе не пишет.

Лиза недовольно глядит на Соню.

- А может, он увлёкся кем-то в Петербурге. Там столько знатных и красивых девушек…

- Ему нет дела до других девушек - спокойно и абсолютно уверенно говорит Лиза.

- Лиза, я говорю это для твоего же блага…

- Просто удивительно… Ты ведь старше меня, а ничего не понимаешь. - Лиза подходит к Сонечке. - Тебе будет очень больно потом.

Всего шесть месяцев назад я была в Петербурге - воспоминания окружили Лизу. - И Владимир водил меня на бал. И он смотрел на меня с такой нежностью! - Соня с грустью глядит на Лизу.

- Больше никого не замечал!

Владимир с улыбкой светского обольстителя держит в руках, одетых в белые перчатки, два бокала с шампанским. Его улыбка становится шире, он идет к Лизе. Лиза широко распахнутыми глазами смотрит на него. "Шампанского?" - предлагает Владимир ободряющим голосом. - "Спасибо. Я никогда не танцевала на балу и не пила шампанского!" - "Попробуй!" - любезно говорит Владимир. - "Шампанское хорошо освежает после танца." - Они чокаются бокалами. - "Здесь столько блеска и света и…И… и ты! Я так скучала по тебе!" - Владимир растягивает губы в улыбке. - "Я тоже скучал. Хорошо что maman отпустила тебя на этот бал." - Лиза улыбается во весь рот. - "Ну. За тебя!" - Они чокаются ещё раз. Владимир - весь сдержанная любезность. Смотрит на Лизу роковым взглядом и медленно подносит свой бокал к губам. - "Не смотри на меня так!" - смущается Лиза и, потупив глаза, отпивает глоток шампанского. - "Когда люди чокаются, они должны смотреть друг-другу в глаза. В гла-за." - Флирт слегка развлекает скучающего Владимира. Лиза воспринимает всё всерьёз. - "Повторим?" - "Ага" - Лиза с горящими глазами подставляет бокал для "правильного чокания". - Владимир, глядя изподлобья, элегантным движением чокается и пьет, удерживая Лизин взгляд.

- Мне казалось, что кроме нас на балу… что там…в целом мире! - никого нет. Мы с ним одни. - Целый калейдоскоп сладостных воспоминаний отражается на лице Лизы. - После той ночи я уверена, что мы будем любить друг друга вечно.

Площадка перед парадным входом во дворец, где дают бал-маскарад. Лакеи в красных ливреях стоят вдоль дорожки, Пьеро и Коломбины, феи и волшебники спешат войти внутрь. Повсюду шум разрывающихся огней фейерверка. Из остановившейся кареты показывается Владимир в парадном белом мундире с орденом на груди и в черной полумаске. Взглядом скользит по пробегающим мимо в маскарадных костюмах девушкам. Ухмыляется, выходит из кареты. Не спеша поднимается по лестнице, окруженный пёстрой толпой, целует ручки знакомым дамам, берет у лакея шампанское и, залпом выпивая, ставит на поднос пустой бокал к нетронутым.

Владимир обводит взглядом бальную залу с танцующими парами, словно кого-то ищет. Натыкается взглядом на Ольгу Калиновскую, обмахивающуюся веером и разговаривающую с подругой.

Они с Лизой смеются, кружась в танце. - "Ты не представляешь, как нам было скушно жить в этой глуши!" - оживленно делится переживаниями Лизавета. - "Когда мама разрешила мне поехать в Петербург, я была без ума от счастья! Тут так красиво - придворные дамы, …" - Владимир делает вид, что внимательно слушает. - "… их туалеты…" - Калиновская в сиреневом платье обмахивается веером, отделанным такого же цвета перьями. Ловит взгляд Владимира. - "Когда мы с тобой поженимся…" - мечтает Лиза. - "…я буду счастлива жить в Петербурге!" - Вова ловит ответный взгляд. Лицо Калиновской завлекает. Над белокурой головкой Лизы они смотрят друг на друга.

Владимир решительно идет в сторону Калиновской. Остановившись перед ней, он коротко кивнул в сторону мило щебечущих фрейлин и сказал, глядя прямо в глаза:

- Сударыня! Позвольте пригласить вас на этот танец?

Калиновская демонстративно показывает, что разговор с подругами привлекает её гораздо больше, но те вежливо уходят.

- Полгода я искал встречи с вами. Вы тогда на балу были самой красивой! И сегодня, здесь, - Владимир обвел взглядом бальный зал, - нет никого лучше вас!

Калиновская без всякого интереса оглядела Владимира.

- Вы решили раздать все ваши комплименты? Сохраните несколько для других случаев! - Не глядя на него, неохотно присела в реверансе и взяла предложенную Владимиром руку. Они влились в круг танцующих.

Наташа Репнина в обществе двух других фрейлин лакомится мороженым.

- Посмотрите на эту пару! - говорит одна из них. - Он уверяет её в любви, а она смотрит на него как на пустое место! Он словно танцует с куском льда!

Показывают каменно-холодное лицо Калиновской, танцующей с Корфом.

- Она - любовница Александра! - говорит вторая фрейлина. - Какое ей дело до обычного офицера?

- Ну что вы! Это всего лишь слухи! - мило говорит Наташа, пытаясь оградить подругу от сплетен.

- Наташа, от таких слухов дети родятся! - поучительно отвечает эта же девушка.

- Ну хорошо, а что тут такого? Александр молод, в конце-концов. Должны ведь у него быть увлечения? - не отступала Наташа.

- Но увлечения не должны заходить так далеко! Я была при дворе, когда царь велел Александру больше не видеться с ней.

- Представляете, как бы он расстроился, если бы Александр появился с ней на балу? - подхватила другая фрейлина.

Галантный Корф что-то нашептывает Калиновской, но та танцует, демонстративно отвернув от него абсолютно бесстрастное лицо.

Продолжается разговор:

- Александр не может появиться здесь. Эта полячка - хитрая лиса. Она соблазнила наследника, а здесь веселится с другими! Только я не пойму - какая ей в этом выгода? Он все равно не женится на ней!

- Неужели в наше время молодому человеку и девушке нельзя влюбиться просто так? - неодобрительно говорит Наташа. - Не из-за выгоды? - она поднимается и уходит, не в силах больше это выслушивать. Её собеседница пожимает плечами, как бы говоря "а что в этом такого?"

На вечерней улице горят фонари, ходят люди. Одни куда-то спешат, другие не спеша прогуливаются. Алекс и Репнин едут в карете. Александр с интересом глядит в окно, Михаил мрачен.

- У меня важное дело на маскараде, - говорит цесаревич. - Репнин! Прошу вас остаться во дворе и наблюдать за улицей! - Михаилу это очень не нравится.

- Если появится кто-нибудь из людей моего отца, дайте мне знать, - цесаревич надевает расшитую серебром черную полумаску.

- Дело… какого свойства? - сдавленным голосом спрашивает Миша.

- Личного… свойства. - отвечат Алекс.

Александр выходит из кареты, оглядывается по сторонам: - Делайте то, что я вам велю. И не задавайте лишних вопросов. - Репнин в изнеможении откидывается на сиденье.

Из открытой дверцы кареты выбирается Барон Корф, помогает выйти Анне. Аня очень взволнована. Беспомощно озирается по сторонам - на спешащих людей и огни фейерверков.

- Мне страшно!

- Тебе нечего бояться! - твёрдо говорит Барон. Они идут к воротам: Барон - изысканно опираясь на трость, Анна - нервно оглядываясь. У самого входа она не выдерживает:

- Ой, нет! Я… н-не могу. Я не пойду! Мне правда страшно…Ну… ну подумайте! Кто - эти люди, и кто - я… Крепостная, которую Бог наделил никому не нужным талантом.

Барон Корф щурится. - Жа-аль, если ты считаешь свой талант никому не нужным. Очень жа-аль… Впрочем, не буду тебя переубеждать. - Он повернулся спиной к Анне и прошел несколько шагов, затем обернулся.

- Решение, которое ты должна принять, очень важно. Оно окажет влияние на всю твою дальнейшую жизнь. Реши сама: переступать тебе этот порог, или нет.

Анна неподвижно стоит, живут только её глаза. Она как загипнотизированная смотрит на Барона.

- Хорошо, - говорит он, пряча улыбку. - Оставайся здесь.

И, повернувшись, уходит, закрывая лицо маской.

Оставшись одна, Анна мгновение собралась с силами, и затем, гордо вскинув голову, приложила маску к лицу и решительным шагом пошла вперёд.

Ночное озеро, стрекот кузнечиков, огни в окнах поместья Корфов. Модестович и Полина на сцене за кулисами в театре поместья. Модестович развалился на диване, Полина выступает через пустую раму от зеркала.

- И кто, кроме меня, подойдет для главной роли? А? Карл Модестович!

Тот думает, приложив руку ко лбу.

- Да никто! - сама себе отвечает Полина.

- Посмотрим. Посмотрим… - совершенно без энтузиазма отвечает Модестович.

Полино лицо становится несчастным.

- Это очень важная роль, - задумчиво говорит он. - От неё может зависеть многое.

- Я ИДЕАЛЬНО подхожу. Гораздо лучше, чем эта шлюха Анна! Она только воображает, что может петь и играть. Не понимает, что позорит себя! - с жаром говорит Полина, с надежной глядя на Карла Модестовича.

- Я… могу… выбрать тебя на главную роль, - как бы размышляя, говорит Модестович. - Полина тотчас заулыбалась.

- Душа моя. - Модестович стрельнул глазками в её сторону. - Но!

Обойдя диван, он пристроился к Полине под раму от зеркала. - Что я получу в замен?

Полина молча проводит руками по плечам и чуть приспускает платье. Лукаво глядит на Модестовича. Он заглядывает за декольте.

Анна стоит в прихожей дворца. Вокруг веселятся люди. Она озирается. Ей не по себе, но она держится. В нескольких шагах, у подножия лестницы, лукаво выглядывает из-под маски Барон. Наконец она набирается смелости для того чтобы подняться наверх и поворачивается. Тут же видит Барона и радостно бросается к нему.

- Иван Иваныч! Вы ждали меня? - с лукавой улыбкой подносит к лицу маску.

- Я верил, что ты придёшь, - из-за маски ответил Барон.

Они одновременно опустили свои маски.

Барон нежно улыбается: - Я рад, что мне не пришлось стоять долго.

- Простите меня, что я заставила вас ждать меня здесь, на сквозняке, - сказала Анна, и добавила с тихой страстью в голосе: - Я не подведу вас, Иван Иваныч!

- Конечно, не подведёшь. - Голос Барона полон любви и доброты. - Аннушка.

И Барон повел Анну вверх по лестнице.

К двум фрейлинам, которых оставила Наташа Репнина, подсела третья. Все трое занялись рассматриванием танцующей с Корфом Калиновской.

- Вы сверкнули для меня звездой, - Владимир ведет Ольгу в танце. Она в светлом платье, на шее жемчужное ожерелье. Волнистые волосы тоже украшены жемчугом. - Таинственной. И недоступной.

- Отлично придумано, - лаконично отвечает Ольга, не скрывая иронии. - Что ещё?

- Чудесней вас нет никого на свете, - убедительно говорит Корф, улыбаясь. - В вас чУдно всё - даже то, что я не знаю вашего имени!

Фрейлины смеются, прикрываясь масками, наблюдая за этой сценой.

- Сказать моё имя? - спрашивает Калиновская.

- Не надо! - быстро возражает Корф, улыбаясь. - Вы всегда были для меня тайной. Так останьтесь же ею!

- Porceau? - Ольга всё же заинтригована.

- Не хочу портить этот волшебный вечер… - довольный Корф целует Ольге руку. - …земными именами.

- А вы… не далеки от истины.

- Вы меня интригуете.

- Да. Я. - Ольга обходит Корфа в танце. - А ваше имя можно узнать?

Согласно фигуре танца Корф встает на одно колено, Ольга кружится вокруг него. - А вы не хотите чтобы и я для вас остался незнакомцем? - С широкой улыбкой Владимир прикладывает губы к кайме взметнувшегося платья Калиновской.

- Секреты не в моем вкусе. И так большая часть моей жизни проходит в тайне. - В последних словах Калиновской сквозит горечь. - Лучшая часть.

Александр в черной маске, со следующим по пятам за ним Репниным, величественно входит в зал, раскланиваясь по пути.

- Ваше высочество!

- Репнин… Что вы здесь делаете??

- Ваше высочество, позвольте мне предостеречь вас…

Александр небрежно отмахнулся от Михаила рукой, держащей перчатки. - Не позволю.

- И все-таки я обязан предостеречь вас от необдуманного поступка.

- Ничего не желаю слушать.

- Ваше высочество. Ваши встречи с Ольгой Калиновской могут иметь неприятные последствия.

Александр остановился и неверяще усмехнулся.

- Вы смеете мне указывать? - А вы выдали себя, поручик! Впрочем, я догадывался, что у вас есть особое распоряжение от императора. - Александр повернулся к Михаилу. - Ну так идите и доложите: я встречаюсь с Ольгой Калиновской.

- Я не буду докладывать, - мрачно сказал Михаил. - Ваше высочество.

- Сделали выбор между царем и наследником? Похвально! К вашему сведению, царем я становиться не собираюсь. - Александр продолжил свой путь.

Задетый за живое Михаил заговорил с каменным лицом: - Прежде всего я служу отечеству, и мне бы искренне хотелось… чтобы вы понимали это… - закончил он в пустоту.

Александр твердой походкой шел по залу, оглядываясь по сторонам. Среди танцующих пар он увидел Ольгу, кружащуюся в танце вокруг Корфа. Взгляд его в прорезях маски становится недобрым.

Владимир, кружа Ольгу: - Хочу, чтобы этот танец не кончался никогда!

- Этот танец был обещан мне, прошу прощения, - цесаревич подхватил руку Ольги и повел дальше, оставив Владимира с его рукой, повиснувшей в воздухе.

Ольга и Александр танцуют не отрывая друг от друга сияющих глаз.

Владимир неверяще наблюдает, как они уходят.

- Но, сударь… - его никто не слышит. Владимир не на шутку разозлен. - Неслыханная наглость!

Дом Долгоруких. Стрекочут кузнечики. Забалуев подходит к комнате, перед которой стоит Таня.

- Барышня просила не беспокоить её, сударь!

Забалуев хватает Таню за талию и отталкивает от двери, та вскрикивает виновато смотрит на открываемую им дверь.

- Надеюсь, меня она захочет видеть? - с этими словами он входит в комнату.

Лиза вскакивает с дивана. Таня нарочито громко говорит из-за его спины: - Андрей Платонович Забалуев, сударыня.

Андрей Платонович снимает свой цилиндр.

- Вечер добрый, Елизавета Петровна!

- Матушка ушла в гости к соседям и будет не скоро, - Лизе слегка не по себе.

- Я к вам пришел, - пытается быть галантным Заба. Таня прыскает в ладошку.

Андрей Платонович отдает ей цилиндр и трость: - Ступай, милочка, спасибо.

Лиза мнется. Делает глазами знаки Тане, та, смеясь, уходит.

Забалуев направляется к ней и с пафосом в голосе произносит: - Я мчался к вам! Мой конь летел над землей - так сильно было желание увидеть вас! - Он плюхается на место, где только что сидела Лиза. Она остается стоять. - Позвольте отдышаться!

- Разве в вашем возрасте полезны такие скачка? - заботливо спрашивает Лизавета с чертенятами в глазах.

- Вы заботитесь обо мне, мой ангел? - расширил глаза Забалуев. - Позвольте вашу ручку!

Он встал на одно колено, схватил Лизину руку и начал жадно целовать её.

Лиза отскочила назад, вырываясь, и обошла диван с другой стороны. - Я не могу принимать такие знаки внимания в отсутствии матушки! Забалуев уселся поудобнее.

- Я не желаю расстраивать вас. Я испытываю к вам самые… теплые чувства. Я уверен, что очень скоро и вы будете испытывать такие же чувства… ко мне.

Лиза насмешливо посмотрела на Андрея Платыча. Потом взглядеё стал тревожным.

Михаил вглядывался в толпу, пытаясь разглядеть цесаревича.

Рядом с одной из колонн оживленно перешептывались Натали Репнина и Андрей Долгорукий. Михаил подошел к ним.

- Не воспринимай всерьез эту женщину, - дал он совет Андрею.

- Опять ты! - раздраженно сказала Наташа. - Почему ты никогда не дашь мне повеселиться?

Андрей засмеялся.

- Я просто хочу оградить друга от возможных неприятностей, - с достоинством ответил князь Репнин.

- Не преувеличивай, мы невинно беседуем, - вставил Андрей. - А ты просто ревнуешь сестру.

- Но. Финал этих "невинных бесед" одинаков, - протянул Миша. - Я пачками буду доставлять сестре письма с любовными… э-э-э… признаниями.

Анна нерешительно подходит к белому роялю. Барон Корф заботливо наблюдает за ней. Она оглядывает зал.

- Увы, мой брат - ужасно скушный человек, - поясняет Андрею Наташа. - Между прочим, ещё ни разу не влюбился. - Миша скорчил Наташе рожицу.

- Натали, - заметил Андрей, - когда вас начнут осаждать влюбленные в брата девицы, тогда вы его поймёте.

- Не завидую я этим девицам. У Мишеля - каменное сердце. - Наташа легонько стукнула брата маской.

Анна поет под аккомпанемент клавесина и струнных:

"Тот поцелуй, дарованный тобой

Преследует мое воображенье…"

Молодые люди очарованы пением. Мишель замер как вкопанный и смотрит на Анну. Наташа лукаво трогает пальчиком в белой перчатке Андрея и кивает головой на брата. Тот понимающе улыбается.

"И в шуме дня, и в тишине ночной

Я чувствую его напечатленье…"

Директор императорских театров Оболенский восторженно внимает пению Анны, дрожащими руками разыскивая пенсне, чтобы разглядеть певицу получше.

"Сойдет ли сон и взор сомкнет ли мой?

Мне снишься ты, мне снится наслаждение…"

Иван Иванович Корф с любовью и восхищением смотрит на свою воспитанницу.

"Обман исчез, нет счастья и со мной…"

Михаил Репнин восхищенно смотрит на Анну.

"Одна любовь, одно изнеможенье."

Апплодисменты, возгласы "браво".

Андрей и Михаил хлопают. Наташа шутливо поводит маской перед лицом брата. Миша сердито отмахивается.

- Мишель! Неприлично так смотреть на девушку!

Но он ничего не слышит и продолжает смотреть потрясенно.

- А кто она?

- А что, разве твой друг не рассказывал тебе о ней? - удивляется Наташа.

- Корф?

- Это же Анна - воспитанница старого барона. - Она сирота. - сказала Наташа Андрею и опять Мише: - После смерти её родителей, Корф взял на себя все обязанности по её воспитанию.

Анна идет по залу и с радостной улыбкой принимает поздравления.

- Странно, я… никогда не встречал её у Корфов. - Михаил провожает взглядом Анну. Наташа и Андрей внимательно на него смотрят.

- Простите… Я вынужден покинуть вас на минуту, - говорит Мишель рассеянно. Натали с Андреем понимающе улыбаются.

- Кажется, пошел представляться, - говорит Наташа.

- Ага, - совершенно согласен Андрей.

В пустой комнате Алекс кружит Калиновскую в объятиях. Они целуются.

Александр отрывается от Ольги и решительно говорит:

- Я ненавижу, когда ты танцуешь с другими мужчинами! Я хочу быть с тобой! И мне наплевать на все, что скажут эти люди!

Ольга глядит на Алекса влюбленными глазами и нежно спрашивает: - Ты готовна это ради меня?

Стук открывшейся двери, на пороге Владимир:

- Что вы себе позволяете? Сударь.

Владимир закрывает за собой дверь и подходит ближе.

- Я танцевал с этой дамой!

Александр отворачивается и поспешно надевает маску, Ольга загораживает Александра.

- И вам не следовало вмешиваться!

Александр стоит спиной к Корфу. Ольга тревожно глядит на Корфа.

- А-а… Разве эта дама - ваша собственность? Жена? Невеста? - Александр постепенно закипает. - Нет? - Поворачивается лицом к Владимиру. Они яростно смотрят друг на друга. - Тогда я полагаю, она имеет право танцевать с кем захочет.

Калиновская совсем не рада происходящему.

- Дама может выбирать, с кем танцевать, - сквозь прорези маски блестят ледяные глаза Владимира. - И она выбрала. Она танцевала со мной. - Александр бросил взгляд на Ольгу.

- Извините! Но мы возвращаемся в зал! - Корф повернулся к Ольге. - Прошу вас!

Алекс преградил ему путь. - Вы с ней не пойдете!

- Господа, прошу вас, успокойтесь! - с тревогой в голосе попросила Калиновская.

Лиза сидит на диванчике, вбегает Соня.

- Лиза, ну что?

- Мать хочет обвенчать меня с Забалуевым! - восклицает Лиза дрожащим от возмущения голосом.

- Господи! - Соня крестится.

- Она хочет, чтобы скоро была свадьба. Ей не жаль выдать меня за уродливого, глупого старика.

- Вот ужасно. Мы в детстве смеялись над ним.

Лиза не выдерживает и прыскает: - Она сочла его подходящей для меня партией! С ним рядом стоять-то противно, а она меня в жены ему отдает!

Соня испуганно озирается: - Чтож делать-то?

- Бежать немедленно - вот что делать! - вскакивает Лиза.

Соня тоже вскакивает: - Как можно? Что люди скажут?

- Что мне люди? - мечется Лиза. - Или бежать - или с камнем в омут! Я пошла собирать вещи!

- Лиза!.. Так нельзя… Лиза…

Бал продолжается.

Корф четко говорит Александру: - Уберите руки.

У Алекса красные глаза: - Ухадите отсюда.

Владимир смотрит ледяным взглядом и качает головой: - Без дамы я не уйду!

- Вам, право, лучше уйти! - неприязненно говорит Калиновская.

- Вы же не останетесь наедине с хамом, который увел вас у меня без вашего согласия?

- Вас заботит только собственное самолюбие! - цедит сквозь зубы Алекс. - Иначе бы вы давно поняли, что вы ошиблись.

Калиновская становится между ними: - Господа! Прекратите!

Он оскорбил вашу честь, притронувшись к вам без вашего согласия! - яростно ответил Владимир.

- Уверяю вас, это не так! - умоляюще произносит Ольга и, уже яростно: - Оставьте нас!

- Вы слышите? Дама просит вас уйти! - отталкивает Ольгу и становится против Корфа Александр.

- Просит уйти? Значит, вы её чем-то запугали!

- Я не могу уйти, - Владимир стягивает с правой руки перчатку, - когда задета честь дамы. Я вынужден. Вызвать вас. На дуэль. - Калиновская в ужасе. - Милостивый государь! - Владимир бьет цесаревича перчаткой по лицу и снимает полумаску:

- Поручик Корф. К вашим услугам.

Миша, запыхавшись, выскакивает навстречу Анне. Анна радостная и счастливая.

- Вы… были великолепны! - Она смеётся.

Миша берет её руку в свои и начинает сбивчиво говорить:

- Мой кучер… едва не сбил обладательницу самого прекрасного на земле голоса.

- Спасибо, я должна идти, - пытается ускользнуть Анна.

- Подождите!

- Мой… друг - Владимир Корф - большой любитель загадок и… почему он никогда не рассказывал мне о вас?

Анна сразу погрустнела: - Я спешу, я не могу говорить с вами… Простите!

Михаил остался смотреть ей вслед.

- Откажитесь от дуэли немедленно! - со страданием голосе просит Калиновская. Вы даже не представляете, какие все это может иметь последствия!

- Я никогда не бросался словами, - твердо говорит Корф. - И сейчас не намерен отказываться от своих слов.

Владимир повернул голову и стальным взглядом посмотрел на соперника. - Вызов в силе!

- Я принимаю ваш вызов, сударь, - со сдержанной яростью в голосе ответил Александр. - Ольга судорожно сглотнула. - Думаю, справедливо будет представиться? Дабы вы знали в лицо человека, которого вы собираетесь убить.

Владимир смотрит с кривой усмешкой.

Александр снимает маску, скрывавшую застывшее от ледяной ярости лицо.

Владимир в шоке. Он как будто окаменел. Не в силах поверить в происходящее, смотрит на Александра.

***

(моменты, которых не было при первом показе сериала "Бедная Настя")

В кабинет Никса, мимо безмолвного офицера, почтительно открывшего дверь, влетает Шарлотта в красно-коричневом платье с открытыми плечами, отделанном мелким кружевом и с золотым колье на шее. Император, писавший за столом, спокойно откладывает перо в сторону и поворачивает голову:

- Ники, идем со мной скорее! Там Константин играет на кларнете!

- Не сейчас, mein Herz, я занят.

Император берет руку подошедшей к письменному столу императрицы - в глаза бросается широкое обручальное кольцо у него на пальце - и целует ее, после чего поворачивается к своим бумагам.

Шарлотта, ничуть не обескураженная и настроенная весьма оживленно, настаивает:

- Константин бы так хотел, чтобы ты его услышал! Пожалуйста, Ваше Величество, он ради вас старается! - трогает императора просительно за плечо. Тот опять поворачивает к ней голову. Со скрытым неодобрением в голосе:

- Он - старается. В отличие от его старшего брата.

Возвращается к документам.

- Ты об Александре? - встревоженно, но не удивленно восклицает императрица [прим. А вот интересно, у Константина был ЕЩЕ какой-нибудь старший брат? ;0))) Шутю-шутю, эт она, типа, время пытается выиграть )))]. - Что он еще натворил?

Никс что-то перебирает на столе. На супругу не смотрит.

- Любезничает! С этой полячкой! - Заводится, но вроде берет себя в руки. - Ольгой Калиновской. Забыв обо всем на свете. - Шарлотта отходит от стола. С обреченностью подавляет желание возразить. - Он упрям и упорен, а главное: всё-е делает мне назло. Он ведет себя как вздорный мальчишка, а не как наследник Российского престола!

Шарлотта начинает медленно расхаживать по кабинету [прим. слова, наверное, подбирает, для выгораживания любимого сыночка]. Николай махает листом бумаги, чтобы быстрее просохли чернила. Шарлотта собралась с мыслями:

- Но быть упрямым в его годы не порок…

- Это не только упрямство. Это… - Никс опять взрывается. - Непокорность! Неповиновение! Отцу и императору… - запал слегка спадает. Император встает и передает документ офицеру, стоящему по струнке у входа. Тот аккуратно вкладывает листок в папочку.

- Не горячитесь, Ваше Величество, - Шарлотта подходит к мужу и берет его под руку. Оба выжидательно смотрят на молодого человека. Императрица вполне благожелательно ему улыбается. Коротко кивнув головой, молодой человек четко разворачивается и покидает помещение. Оставшись наедине с супругой, Никс выжидающе поворачивается к ней.

- Еще не так давно он был без ума от принцессы Марии Гессендармштадтской, - императрица поджимает губы и отворачивается, демонстрируя нам жемчужные шпильки в элегантной прическе. - Мы должны быть благодарны Ольге за то, что она вовремя отвлекла Александра… - повернувшись, Шарлотта примиряюще смотрит на мужа. Тот остается с непонятным выражением на лице. Оптимизма супруги, впрочем, явно не разделяет. - Иначе он и вправду бы женился на этой… - Шарлотта явно кого-то цитирует: - …немецкой девочке сомнительного происхождения…

Никс часто кивает головой. Со сдержанной яростью: - Происхождение Ольги не менее сомнительно. - Отходит от жены, пытаясь взять себя в руки. Шарлотта не догоняет:

- Ну разве это важно?

- Когда Александр придет сообщить нам о своем намерении жениться на ней… - кивает головой - это будет ОЧЕНЬ важно.

Императрица переваривет инфу [прим. на лице отчетливо читается напряженный мыслительный процесс].

***

Шарлотта делает к Никсу пару шагов.

- Вы полагаете, что Саша маожет ведеть в ней свою будущую жену? - Никс доходчиво кивает головой. - Вы шутите! - Шарлотта не верит своим ушам. Начинает нервно расхаживать по комнате.

Никс садится за стол.

- Отнюдь. Нет. И, боюсь, Александр тоже. Я уже говорил ему, что Ольга недостойна быть рядом с будущим императором… - Шарлотта огибает кабинет по дуге и оказывается напротив Никса, через письменный стол. - Знаете, что он мне ответил? - Никс машинально берется за лист бумаги. Шарлотта присаживается на стул. Никс качает головой. Раздельно:

- "Это Я недостоин ее". Каково, а?

Шарлотта, несколько растерянно:

- Может быть, мне следует поговорить с ним?

- Не-ет, разговоры тут впустую, - саркастически отметает предложение Николай. Кивает сам себе. - Нужно действовать. И немедленно!

- И что же… вы собираетесь делать? - осторожно интересуется Шарлотта. Никс встает и, не спеша огибая стол, подходит к жене.

- У него сейчас новый адъютант. Поручик Репнин. Я думаю, поручить ему… ПРИСМАТРИВАТЬ за ним. - Присаживается с другой стороны стола на второй стул. - Следить, чтобы Ольга… не приближалась к нему.

- Вы полагаете, это удачная идея? - Шарлотта насмешливо смотрит на мужа. Он, впрочем, иронии не замечает.

- Это необходимые меры. За ним теперь нужен глаз да глаз…

- Вы обходитесь с ним, как с ребенком.

Император возмущенно выдыхает.

- Потому что он ведет себя как ребенок!

- Однако он ни разу еще не ослушивался напрямую [прим. Гы-ы… Еще усЁ упереди! :0Ъ], - Шарлотта смотрит на мужа ясными глазами.

- Нет, мы… мы должны показать Александру, что мы доверяем ему - отводит глаза, потом смотрит прямо на Никса. - Ведь если вы не доверяете ему в выборе спутницы, то… как доверите престол?

Николай наставительно поясняет:

- Александру еще далеко до короны. Прежде он должен многому научиться. И, прежде всего, - держать свои чувства в узде. Не поддава-аться страстям…- Шарлотта не может сдержать грустную улыбку. - …и капризам.

Император поднимается со стула. Шарлотта тоже встает и примирительно берет Никса за плечи.

- Вспомните себя в его годы! - С нежностью: - Разве страсть не захватывала вас всецело? - опускает руки.

- Mein Herz… - император смягчившимся типа от нахлынувших воспоминаний взглядом смотрит на жену и целует ей руку. - Моей единственной страстью были и остаетесь вы, Шарлотта… - целует ей вторую руку.

Выражение лица Шарлотты далеко не умиротворенное. Она с непонятной улыбкой смотрит на супруга.

- Единственной, Никс? А-а разве вы не помните свою первую любовь? - Император опускает глаза долу. И с укором поднимает их обратно. - Ох, оста-авьте, Шарлотта - сейчас не об этом речь! - Императрица довольно хихикает. [прим. Если так можно, конечно, выразиться за легкий смех коронованной особы ;0)))] Никс поворачивается на 90 градусов и идет обратно.

- Александру нужно мно-огому научиться! - поднимает вверх указательный палец. - И, прежде всего, властвовать собой. - Шарлотта стоит, поджав губы. - Он - будущий император. А импера-а-атор до-олжен быть безупречен. - Шарлотта с тем же выражением на лице типа согласно кивает: - Рискую огорчить вас, Ваше Величество, но вы и сами далеко не безупречны. - Смотрит ему прямо в глаза.

Никс удивленно приподнимает бровь. Неверяще качает головой.

***

Никс сидит за столом. Шарлотта стоит на прежнем месте. Никс, изумленно:

- Но в чем вы видите мои недостатки?

- Я вижу мужчину с добрым сердцем… - Шарлотта обходит стол с другой стороны. - …и храброго духом… - мило, но неискренне. - Мужчину, которого я люблю. - Присаживается рядом с императором. - Однако… вы мните, будто вы - образец безупречности. - Надувает губы. - И… - Император хочет возразить, но Шарлотта делает протестующий жест рукой. - Именно в этот момент вы и совершаете ошибку.

Никс, с искренним удивлением в голосе: - Но Шарлотта… КОГДА я совершал ошибки?

Императрица с непонятным выражением на лице:

- Вы совершаете ошибки как любой человек, как… как я, как Александр. Безупречен одни Господь. - Смотрит на Никса, который явно чувствует себя не в своей тарелке.

Николай, растерянно:

- Стало быть, вы считаете что я…

Шарлотта тут же успокаивающе обнимает его за плечи.

- В мире мало людей, столь близких к совершенству, как вы. Я люблю вас всем сердцем и благодарна судьбе, что я - ваша жена… - прижимает его руку к своей груди.

Император пристально смотрит на нее. Растроганно:

- Шарлотта… - целует ей руку. - Но я… Я помню время, когда мои дети были благодарны судьбе за то, что я их отец, - в его голосе отчетливо слышны укоризненные нотки. Лицо Шарлотты каменеет. - А теперь? Что произошло, Шарлотта? - Никс вопрошает с искренним недоумением в голосе.

- Ваш сын… вырос и изменился как и его отец. - Шарлотта с намеком посмотрела на супруга. Шутливо наклонясь к нему: -- Кажется, в юности вы тоже были своенравны?

Оба засмеялись.

- Возможно, вы правы. Однако я не понимаю, ПОЧЕМУ он все время спорит со мной?

Императрица закатывает глаза. Поднимается, обходит стул Никса. - Вы… слишком строги к нему. Поэтому он и бунтует. Будьте с ним… - обнимает Никса за плечи. - …терпеливы и тогда, возможно, он снова станет смотреть на вас как на бога. - Отходит. Никс в задумчивости.

- А вы… - поднимается и становится против жены. С шутливой бравадой: - Вы по-прежнему будете считать, что я не безупречен?

Шарлотта довольно смеется и с нежностью смотрит на него.

- Я по-прежнему буду любить вас, как и ваш сын. - Легко проводит руками по груди императора. - Я думаю, что он, в конце-концов, послушается, и Калиновская изчезнет, как страшный сон. Я… - на мгновение прижимается к мужу. - Я уверена.

Николай задумчиво смотрит в пустоту, щурится и слегка качает головой.


По всем вопросам можно связаться с администраторами сайта - Tata, Наталия и Ssora
Hosted by uCoz