Сегодня нет задора. Модестыч заставляет Забу подставить Долгорукую, чтобы вытащить его из кутузки. Анна получила отказ из театра и не знает, чего ей хочется больше: театра или .... Лиза снова изливает на Корфа все свои обиды, и опять его ненавидит. Владимир твердо собрался отправить Ольгу в Польшу, но она затормозила этот процесс. Из самого прикольного было только начало - Лиза примчалась пить и гулять в трактир.
С похмелья страдающий Модестыч в тюремной камере орет, чтобы его выпустили (совсем как Заба когда-то). Стремительно вбегает Забалуев. Модестыч вперва не въезжает, за что его посадили, но Заба все объясняет ему - подсунул фальшивые деньги трактирщику. Модестыч обещает, что расскажет всем, чьи это деньги. Заба сперва хихикает. А Модестыч хватается за больную голову.
Потом Модестыч обвиняет Забу в подтасовке и убийстве цыгана. Заба сообщает, что убийцу уже арестовали. Модестыч ни минуты не верил в то, что это Сычиха, хотя и знал, что обвинят ее, потому что видел ее всю в крови. И деньги поэтому решился взять у Забы. И он знает, что убил сам Заба.
Модестыч обещает, что если Заба не вытащит его из тюрьмы, он позовет князя Репнина и все расскажет. А князек давно мечтает Забу по этапу отправить. Громко зовет князя. Заба страшно испуган и хочет договориться. Модестыч требует выпустить его немедленно.
Ольга сидит на чемоданах в коридоре у Долгоруких. Лиза подходит и они говорят о судьбе. Лиза полна решимости, что надо бороться, например, придумать новое имя и новую жизнь. Она уверена, что можно добиться своего, если захотеть. Ольга опустошена, завидует лизиным устремлениям, и говорит, что сама не знает, куда ей теперь податься, и нужно ли ей завтра без "него".
Поля читает "Я к Вам пишу...". Дойдя до строчки "..Вы не оставите меня...", она с завываниями хватает молодого человека за плечи и стискивает в объятиях. Он сильно смущен и не знает, как вырваться.
Поля чуть его не задушила. Он еле-еле пришел в себя, как она тут же предложила станцевать Саломею. Ему совем дурно, он намекает вежливо, что она чересчур талантлива, и он ее оценить не в силах, и утешает, что для нее еще не все потеряно. Целует ей ручку, она схватила его за руку и жарко требует продолжения. Еле вырвался, бедняга. Поля разочарована.
Мари ищет Костю, они играли в прятки. Интересуется у Жуковского, не видел ли он мальчика. Жуковский не знает. Костя тем временем бежит в подвал (если те аккуратные и эстетичные кирпичики на стенах, которые нам показали, и есть подвал). Жуковский говорит, что Мари все любят. Она говорит, что человек, ради которого она приехала, холоден с ней и неприступен. Это слышит вошедший Саша. Он просит оставить их вдвоем. Очень проникновенным и многозначительным тоном просит невесту набраться терпения. Пройдет немного времени, и мы станем ближе друг к другу. Она говорит, что все это не так, они никогда не будут счастливы, потому что он относится к ней как к сестре или другу. И она уезжает домой. Он поражен, пытается ее остановить. Она непреклонна. Не хочет быть ему в тягость. Саша, надо сказать, очень сильно расстроен, просто в трауре.
Николай с женой веселятся, вспоминая прием. Мрачный Саша приходит и говорит, что Мари не желает более быть его невестой. Они начинают учить его жизни, что он сам во всем виноват в своем увлечении Репниной. Тогда он говорит, что Мари решила покинуть Россию.
Пришли к Мари. Уговаривают ее подождать, сын ее полюбит. Она твердо отвечает, что не сможет быть хорошей женой и императрицей, потому что муж ее не будет любить. Входит озабоченный Жуковский и сообщает, что Константин пропал. Все взволнованы.
Отдан приказ всем во дворце искать Константина. Царица переживает, Николай успокаивает. Входит Александр и спрашивает, что произошло. Ему говорят про Костю. У матери слезы в глазах.
Корф в гостях у князя Долгорукого. Они беседуют о Сычихе. Князь говорит, какой она была в молодости милой, доброй и нежной. Вова удивляется: Не верится, что Сычиха могла быть иной. Князь жалуется на презрение своих детей, на их обвинения, сам винится. Вова интересуется новостями о расторжении брака Лизы. Князь говорит, что там все беспросветно. Потом вспоминает, что когда-то с его папой хотели поженить детей. Жаль, не получилось. Вова вспоминает сцену утра в постели с Лизой и свою горечь от свершившегося. Ему неприятно. - К чему ворошить прошлое... Должен признаться, что я очень виноват перед Лизой. Князь смотрит вопросительно. Он знает, что Вова делал Лизе предложение, чтобы вернуть назад поместье. Вова: Я очень виноват перед Лизой, но в любви ей никогда не клялся. И предупреждает князя, что беспокоится за Лизу. Лиза очень отчаянный и горячий человек. Она сейчас думает, что все ее ненавидят. За ней присмотр нужен.
Отец говорит с Лизой. Она даже весело смеется. Но вот он заговорил про Владимира, что тот был у него и волнуется о ней, просил окружить ее заботой. Она сразу стала серьезной и колючей: Где же он был раньше? С барышнями развлекался и стрелялся?! Мне не нужны советы, и ничья помощь, обойдусь, справлюсь сама! Выскочила разъяренная, отец головой качает.
Владимир уходит от Долгоруких. На него вылетает Лиза, и сразу допрос с пристрастием: Что за блажь говорить с отцом обо мне? Вова скромненько: Я беспокоюсь о Вас... Лиза язвительно: Неужели я также Вам интересна, как Ваша крепостная возлюбленная? Вова начал припоминать ей, что он делал ей предложение, а она отказала сама. Она возмущена этим: Я видеть вас не могу! Вова: Зачем Вы просили помощи в расторжении брака? Лиза стала выкрикивать обвинения, вроде того, что я прокляла себя, что связалась с Вами, и тот день, когда полюбила Вас, и вы сломали мне жизнь (вот эти женщины, все одно и то же, сколько еще мы будем это слышать в вовин адрес?!!!). Вова терпеливо (ну, наконец-то!!!!): Лиза. Елизавета Петровна. Довольно винить во всех бедах других людей. Да, мы были близки друг с другом, любили, но все изменилось. Нельзя придавать этому увлечению...Лиза: Ах, я была для Вас только увлечением?! Я презираю Вас! Убегает. Вова вслед: Постойте... Нехорошо ему.
Владимир снова пытается уйти, но ему попадается на этот раз Ольга. Она прощается и говорит, что уезжает. Он рад этому (Вовик сегодня весь такой разумный с женщинами, наконец-то более достойно стал держаться с ними :)). Она жалуется, что ее выперли из дома. Он понимает Долгоруких, потому что не одобряет ее ложь во имя того, чтобы добиться своего. Она в ответ накидывается на него. Вова: По Вашему, я должен был препятствовать Анне в ее отъезде в Петербург? Но я думаю по-другому. Она свободная женщина и должна принимать решение сама. Ольга в запале: Просто Вы трус, боитесь услышать от нее отказ! Вова сдерживаясь говорит, что упреки Ольги уже чрезмерны. Он рассержен и предлагает ей либо уехать в Польшу под охраной, либо показать ей удобное место на обрыве. Тут ее злость пропадает и она жалобно говорит, что ее лучшая подруга отказалась помочь, что ей теперь не на что и не на кого рассчитывать. Владимир мгновенно остыл и стал таким жалостливым: Я докажу, что это не так! Прошу вас. Предлагает ей руку.
Владимир вызвал Григория и отдает распоряжения: Глаз с Калиновской не спускать до самой Польши. Григорий: А если бежать вздумает? Вова строго: головой отвечаешь! Корф открывает дверь в гостиную: Госпожа Калиновская, ваш экипаж! Она лежит на ковре без чувств.
Трактир, полный гуляющих мужиков. Решительно входит Лиза, проходит к трактирщику и требует налить вина. Он всячески пытается отделаться от нее и спровадить, но разве же от нее отделаешься?! Она настаивает. Он боится, что за нее потом отвечать придется. Она все равно настаивает с бравадой. Мужики начинают наседать, чтобы он налил девушке. Трактирщик сдается. Она требует музыку. - Танцевать хочу! Знакомится с мужиком Евграфом и пускается с ним весело в пляс. Все кругом одобрительно гудят.
Заба с Долгорукой. Пришел князь, с ним исправник. Он говорит, что против княгини выдвинуто обвинение в распространении фальшивых денег. Муж успокаивает ее и просит принести деньги. Она достает из секретера пачки и удивляется, откуда у нее так много, было меньше в два раза. Подает исправнику. Тот смотрит и передает Забе. Заба изрекает, что деньги фальшивые. Князь возмущен: откуда у нее могут появиться деньги, когда она болеет и не выходит из дома. Из-за спин появляется Модестыч и говорит, что княгиня сама с ним рассчиталась этими купюрами.
Анна играет свой романс. Никита принес письмо, она радуется, но недолго. Отказали. Аня расстроена и не может успокоиться. Говорит, что сама виновата - при последней встрече с Оболенским была рассеяна и он не мог не заметить этого.
Никита предлагает поехать самим к Оболенскому - увидит, что значит для тебя театр, и не сможет отказать. Аня неуверенно: Он прав, Никита, театр для меня не самое главное... Никита говорит, что понимает ее, что у самого голова пошла кругом, когда вольную получил. Анна: Да я вообще не о том, Никита.... Зачем мне этот Петербург, когда тут ни одного близкого человека нет? Никита: По князю Репнину скучаешь? Аня: Да причем тут Репнин? Варю вот хочется увидеть... Никита понимающе: и барина, Владимира Ивановича... Анька что-то забурчала протестующе. Никита со смешком: Я не слепой, видел, как на него смотришь. Аня: Не может же настоящая актриса тосковать по дому? Эх, я пока не поняла, что мне важнее, не поняла еще. Заревела, кинулась к нему на грудь. Он смотрит поверх нее, и с удивлением: Господи, Полина!
Явилась Поля. Аня сразу решила, что ее надо срочно отправить назад, пока барин не хватился. Та сперва ерепенится и на Модестыча злится, что вольную ей порвал и счасья лишил.
Анна просит Никиту оставить их с Полей. Она уговаривает Полину очень мягко и сочувственно, что сама думала, что свобода - рай, а теперь не знает, что с ней делать. Меня не приняли в театр. И начинает уговаривать поехать домой. Барин тебя примет обратно. Поля: что ты, я не вернусь, меня барин выпорет! Аня по-доброму так с ней говорит, ласково: Не волнуйся, я придумаю причину, и тебя не накажут. Поля чувствует благодарность и даже некоторое раскаяние (говорила я, что если ее любить, она превратится в добрую девочку :)): Подожди! Не страдай. Сегодня не приняли в театр, завтра передумают... Аня с интересом: Почему ты так думаешь?
В подвале Мари и Александр ищут Костю. Мари винит себя, что это ее игра завела его так далеко. Они зовут мальчика и вдруг слышат слабый отклик: Я здесь...Помогите! Находят старую запертую дверь, голос Константина из-за нее: Я не могу выбраться, на меня что-то свалилось, мне очень больно. Саша открывает эту дверь. (конец)