Сериал «Бедная Настя» производства компании «Амедиа» и «Sony Pictures» вот уже более полугода занимает зрителей канала СТС, к которым отношусь и я, неосторожно попавшись в сети обаятельных баронов, князей, княгинь, царей, цесаревичей и просто крепостных. Поэтому, оказавшись в павильонах 6-7 «Мосфильма», где снимается сериал, я испытывала и смятение, и любопытство. Последнее, как и свойственно любой женщине, победило, и я отправилась бродить по декорациям, в которых, несмотря на позднее время, все еще кипела работа. В реальности комнаты оказались не такими красочными и меньше, чем кажутся на экране. Особенно поразила кухня в особняке Корфа, где стояли только лавки и столы, а другой реквизит был куда-то убран, а также спальня барона, уставленная аппаратурой. В пока незнакомой мне декорации Зала для пения установили имитацию кареты, в которой должны были снимать сцену с Забалуевым и Долгорукой. Когда подготовка была закончена, на площадке появились Ольга Остроумова и Александр Филиппенко. Смотреть, как работают замечательные актеры, было истинным удовольствием. Александр Георгиевич живет своим героем и очень редко выходит из образа, а Ольга Михайловна и в жизни царственно строга и прекрасна. Сцену хотели снимать без репетиции, однако нужен был настрой, поэтому без нее не обошлось.

Если один из актеров вдруг забывал текст, то другой моментально подсказывал, ну и, конечно, шутили, чтобы снять усталость, ведь стрелки часов приближались к одиннадцати. Снять эпизод удалось довольно быстро – всего за два дубля, а ведь иногда их количество доходит и до двенадцати. После, пока происходила передислокация для съемок в другом павильоне, на столе в холле мною был найден листок с вызовами актеров на следующие два дня. Приход на съемочную площадку в 8.00, грим у актрис 1,5 часа, у актеров меньше, а еще время на костюм. А ведь Ольга Михайловна только что попрощалась и покинула «Мосфильм». "Да… тяжела жизнь дворянского общества в наше время. Как же они все успевают? Ведь многие еще и в театре играют и одновременно снимаются в других проектах? Видимо большинство из них живут как зомби без сна", - решила я и отправилась следом за своей проводницей в аппаратную, откуда также можно следить за съемкой, потому как изображение со всех камер выводится на мониторы, установленные именно там. Пока внизу готовили к съемке декорацию и массовку, я удостоилась чести пролистать сценарий. Так…почитаем. Серия 122, последняя. Анна, Корф, Александр. Впрочем, раскрывать перипетии будущих событий в жизни героев я считаю не в праве. В конце концов, осталось не так долго ждать развязки, да и правильно говорят – лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Поэтому, даже, несмотря на сильнейшее любопытство, я отложила сценарий, не дочитав до конца, и опять отправилась в павильон, где режиссер обсуждала с массовкой и Александром Георгиевичем детали будущей сцены. Снимали ее дольше, чем предыдущую, несмотря на отсутствие слов. Слышатся слова координатора: «Полная тишина в павильоне! Мотор! Начали!». В зал суда входит господин Забалуев, сюсюкает с ребенком на руках у кормилицы, заигрывает с некой дамой, подходит к столу, за которым сидит исправник и садится, устремляя свой взгляд на портрет императора. Режиссер сообщает из аппаратной: «Снято. Прошу остаться всех, кроме Александра Георгиевича». Изрядно находившись за этот вечер, я решила присесть на близлежащую кровать, не понимая укоризненные взгляды окружающих. Как мне объяснили потом, на кровати барона Корфа, а это была она, частенько посапывает кто-то из массовки или работников, поэтому было принято решение брать за это штраф. Испугавшись, я решила не использовать более реквизит для личных целей и покинула гостеприимный «Мосфильм», не зная, что довольно скоро мне предстоит вернуться.

Встреча со зрителями, к которой готовились и, о которой знала вся съемочная группа, все-таки, как мне показалось, многих застала врасплох. И, тем не менее, несмотря на большое количество народу, пришедших на встречу и суматоху вокруг актеров, пребывание оказалось интересным. Во-первых, не могу не отметить и не высказать благодарность художникам-постановщикам за их рассказы о съемках. Особенно интересно было слушать о курьезах, происходивших в процессе. Во время съемок сцены, когда Сычиха приводит Марфу на могилу ее дочери, должен был прилететь ворон. Идет съемка, и вдруг этот ворон садится на бугор, а в клюве у него....сарделька.

Когда ее отняли, то сниматься ворон отказывался, а ему на выручку слетелись все обитающие вблизи вороны. Или во время съемок раскопанной могилы Петра Долгорукого, которые проходили на Поклонной горе, из леса на съемочную группу вышли люди с автоматами. Оказывается, кто-то позвонил, что вандалы роют могилы. Когда снимали свадьбу Забалуева и Лизы, было много массовки, которую тяжело организовать. И вот, наконец, всех собрали, играют прекрасно, но в последний момент в кадр попадает низко летящий вертолет. О том, сколько раз на натурных съемках, которые проходили на Лосином Острове, в кадр попадали лыжники, и машины нам уточнять не стали. А вот о страданиях актеров и других членов съемочной группы поведали. Во время съемок дуэли Репнина и Корфа погода выдалась весьма морозной, а актеры были одеты в легкие пальто.

Поэтому после пары дублей реакция на происходящее пропадала, и отмороженных артистов отправляли на отогрев. Яму, куда в одной из серий свалилась Соня Долгорукая (актриса Людмила Курепова) копали 2 дня, после чего все копавшие ходили в глине, замерзшие и усталые. Во время падения тоже не обошлось без жертв, актриса поранила себе бровь. После рассказов, нас одарили очень красивыми фотографиями всех героев, фирменным блокнотиком, а затем группами начали водить к продюсерам и на съемочную площадку, где мы задержались ненадолго, потому как, заметив скромно стоящую в стороне Ольгу Сёмину (Татьяну) многие начали доставать блокноты для автографов и шуршать пакетами.

Естественно, нас попросили из павильона, чтобы мы не мешали снимать фильм о съемках «Бедной Насти». Выйдя в холл, мы увидели Анну Горшкову(Полина Пенькова), которую моментально окружили, попросив сфотографироваться и дать автограф. Несмотря на то, что у Анны была температура, она мужественно выдержала это испытание. Впечатления от ее поведения остались самые приятные. После, нас переместили в соседний павильон и выдали вторую «жертву» – Дмитрия Исаева (цесаревич Александр). Сначала он очень терпеливо со всеми сфотографировался, хотя глаза уставали от вспышек, а затем принялся расписывать автографы. Честно говоря, по началу я хотела ограничиться только фотографиями, но, войдя в образ «почитательницы», я включилась в игру под названием «Достань автограф».

Получалось это у меня не очень, потому как всех актеров моментально окружало плотное кольцо и образовывалась очередь а-ля «за колбасой». Думаю, что кроме актеров, веселились все, кто наблюдал за этим зрелищем. От долгого стояния ног я уже не чувствовала, поэтому, получив автограф Дмитрия, я решила, что надо бы присесть, но, увидев скромно стоящего в стороне Петра Красилова, не смогла удержаться, и попросила сфотографироваться с ним, после чего он быстро убежал гримироваться. Еще «атаке» подверглась Марина Казанкова, но я предпочла немного прийти в себя, понимая, что проигрываю многим присутствующим в данной игре.

Когда администратор Анастасия отвела нас в какой-то отсек, где можно было посидеть, мне стало почти хорошо, хотя я понимала, что впереди еще «самое страшное» - встреча с Даниилом Страховым и Еленой Кориковой. После 10 минут ожидания, все как-то резко бросились к выходу на улицу, а поскольку бежать сил уже не было, то вышла я туда последней. На улице обаяшка Антон Макарский осчастливливал всех, фотографируясь и давая автографы. Было ощущение, что он – единственный, кто делает это каждый день и не раз, легко и с огоньком. Идиллия была прервана визгом, когда на горизонте появился Даниил.

Уследить за всем, что с ним вытворяла восторженная публика мне не удалось, потому как расталкивать толпу, дождавшуюся своего кумира дело небезопасное, да и мне не свойственное. Понравилось, как один из постановщиков, наблюдая за процессом, также пошел брать автограф, получив строгий «выговор» от господина Страхова. Даниил казался очень серьезным, хотя лично мне показалось, что это скорее смущение и усталость. Вскоре подъехала машина, из которой вышла Елена и, внимание переключилось на нее. Когда большая часть народу разошлась, я смотрела на Даниила за «раздачей» и долго пребывала в состоянии «и хочется, и колется».
В результате "хочется" перевесило и осведомившись, можно ли его еще чуть-чуть помучить, я попросила о том, что большая часть удалившихся уже успела получить.

Сочувственное «помучить» вызвало улыбку у Даниила Александровича, который скрывал ее до сего момента. Далее он удалился в гримерную, а я последовала в помещение, где теперь уже Елена писала «С любовью» на своих фотографиях.
Напоследок, она спросила за кого же мы болеем, и мы ответили что, конечно, за Анну и Владимира. Елена высказала негодование, почему это все считают, что она мучает Корфа, а он как будто ее нет и, поблагодарив нас, удалилась. Далее был заслуженный отдых в офисе компании «Амедиа». И, хотя лично мне временами хотелось выбросить фотоаппарат, чтобы он не мешал общаться с актерами, ведь, как не грустно, именно общения и не получилось, тем не менее, свежие впечатления - это всегда приятно. В заключении не могу не высказать благодарность организаторам этой встречи, ну и, конечно, актерам, которые, несмотря на свою усталость, очень терпеливо и вежливо отнеслись к своим зрителям.
Наталия Меньшикова специально для http://www.strahov.ru 15 апреля 2004 года.
(Информация используется для этого сайта с разрешения автора)
Автографы актеров